44 фз для чайников

Содержание:

Требования к участнику электронного аукциона

Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства о госзакупках:

  1. Cоответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги).
  2. Непроведение ликвидации участника закупки и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства.
  3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП, на дату подачи заявки на участие в закупке.
  4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит и пр.) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период и если эта недоимка не обжалована в суде и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
  5. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации.
  6. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
  7. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
  8. Участник не должен быть офшорной компанией.

Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Если товар, работа, услуга, являющиеся объектом конкретной закупки, попадают под такие требования, то заказчик обязан установить соответствующие требования в закупочной документации

Заказчик вправе указать в документах закупки требование к участнику не быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). 

Во всех указанных случаях участник должен соответствовать дополнительным требованиям

Соответствие участника требованиям документации проверяет комиссия заказчика при рассмотрении его заявки.

Какие теперь бывают закупки

Можно поделить все способы определения поставщика по разным критериям. Например, по форме проведения — электронные и бумажные, по допуску поставщиков — открытые и закрытые, по количеству участников — конкурентные и неконкурентные.

В общем-то, все это было и раньше, в том числе деление процедур на электронные и бумажные. Однако в электронной форме проводились исключительно аукционы. Со следующего года все закупки будут проходить в электронной форме, поэтому появились новые виды процедур. И теперь список электронных закупок выглядит так:

  1. Электронный аукцион.
  2. Конкурсы в электронной форме — открытый, с ограниченным участием, двухэтапный.
  3. Запрос котировок в электронной форме.
  4. Запрос предложений в электронной форме.
  5. Закрытые электронные процедуры (могут проводиться по решению Правительства) — закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Бумажные процедуры — конкурсы и запросы — остались прежними. Однако начиная с 2019 года проводиться они будут лишь в определенных случаях:

  • когда закупка проводится за рубежом;
  • когда проводится запрос котировок, и объектом являются некоторые товары и услуги — продовольствие, средства медпомощи, лекарства, топливо, гуманитарная помощь или услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • когда проводятся отдельные виды закрытых процедур;
  • когда контракт заключается с единственным поставщиком;
  • если закупка входит в список, утвержденный Правительством.

Общие положения 44 ФЗ

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит следующие важные положения:

  • Общие положения действующего законодательства;
  • Планирование госзакупок;
  • Проведение государственных закупок;
  • Анализ проведенных закупок и аудит;
  • Контроль в области покупок;
  • Подача жалобы на заказчика (например, уполномоченного учреждения) и рассмотрения способов подачи жалобы;
  • Нюансы при проведении отдельных видов закупок товаров;
  • Заключительные положения.

ФЗ о службе по контракту читайте здесь:

Ключевые моменты

  • Заказчики обязаны планировать закупки. Для этого они в обязательном порядке должны предоставлять ежегодно планы и графики. В Единой информационной системе публикуются подобные планы;
  • Устанавливаются условия к работам, товарам или услугам. Если госзакупка превышает одного миллиона рублей, то она обсуждается;
  • Контролируются методы размещения заказа: закрытые аукционы, электронные, запросы котировок, конкурсы;
  • В законе прописываются методы борьбы с демпингом.

В чем заключается разница между ФЗ 44 и ФЗ 223?

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223 скрываются в особенностях их использования. Два с виду похожих закона различны своими действиями.

Закон о контрактной системе контролирует все этапы торговой процедуры, в том числе сроки. Законодательство распространяется на все закупки государственных заказчиков, при этом исключений нет. Если требования закупки были нарушены, то государственный заказчик предпишет штрафы. В последующем подобные поставщики будут занесены в журнал учета под названием недобросовестные поставщики. В соответствии с содержанием этого законодательства, заказчику запрещено расторгать или изменять условия контракта.

Закон № 223 описывает процесс госзакупок в общем виде. Здесь не указываются конкретные этапы сделки. Следовательно, торги могут проводиться различными методами, которые предварительно согласовываются. Указываются условия для участников, сроки этапов сделки, а также способы поставщика.

Порядок и условия осуществления закупок по закону

Чтобы правильно осуществить покупку, государственные заказчики действуют согласно порядку и условиям Федерального закона №44 и другим нормативно-правовым актам. Прежде чем осуществить закупку, информация о ней размещается в ЕИС (Единая информационная система) на официальном сайте.

Существует два вида закупок:

  • Покупки первого уровня;
  • Закупки второго уровня.

В первом и во втором случае исполнитель заказа выбирается Департаментом по конкурентной политике. Все документы по осуществлению госзакупок должны быть подписаны электронной подписью.

Приобретать можно как товары, так и услуги, а также работы. После осуществления закупок, государственный орган должен опубликовать информацию об этом на официальном сайте. Решение на проведение госзакупок подтверждаются документами, среди которых есть и годовой план на проведение подобных действий. С момента утверждения плана, заказчик обязан разместить этот план на официальном веб ресурсе в течение пяти дней после утверждения.

Чтобы закупки были проведены правильно, предварительно определяется организатор по их проведению. Покупки государственного уровня могут быть совершены и на конкурсной основе.

Как стать заказчиком

Право формировать тендеры для госзакупок имеют все государственные структуры, работа которых регламентируется 44-ФЗ и 223-ФЗ. Существует официальный реестр, уточняющий перечень организаций с подобными полномочиями. Заказчик проходит регистрацию на сайте и торговых площадках с помощью идентификационного кода, который формируется в данном реестре.

После заполнения всех анкетных данных руководителя в личном кабинете, нужно самостоятельно назначить сотрудника, который будет администрировать закупочную деятельность. Для этого выбирается специальный пункт – «регистрация нового пользователя», после чего указываются все необходимые данные закупщика. Потребуется также подгрузить пользовательский сертификат. Если всё сделано правильно – программа, закончив проверку, предложит утвердить данные с помощью ЭЦП. После подписания на электронную почту придет письмо, в котором будут указаны логин и пароль для авторизации в системе ЕИС.

Профессиональная подготовка и обучение заказчика по 44-ФЗ

По закону о контрактной системе представители государственного заказчика обязаны быть профессионалами. Закон № 44-ФЗ предъявляет следующие требования:

Принцип профессионализма заказчика подразумевает организацию и проведение закупок с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в этой сфере.

  1. Требования к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы: комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (

Обучение по 44-ФЗ для поставщиков. Для чего это нужно?

В отличие от заказчиков, закон не обязывает поставщиков проходить обучение. Но рабочий процесс предъявляет к ним не менее жесткие требования, чем к заказчикам.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Хотя штрафы за необучение не предусмотрены, но отсутствие квалификации у специалистов поставщика может привести к ошибкам, из-за которых участника могут включить в Реестр недобросовестных поставщиков. И, как следствие, за ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей в соответствии со ст. 192 ТК РФ предусмотрены увольнение, выговор или замечание.

Как вы видите, поставщик рискует и средствами, и репутацией. Деньги придется потратить на обеспечение заявки или получение банковской гарантии, а затем и на штрафы и пени в случае нарушений при исполнении контракта. Специалист поставщика рискует потерять свой авторитет или работу.

Поэтому для участия в закупке специалистам поставщика нужно серьезно готовиться, точно понимать сроки и алгоритмы проведения процедур, но в первую очередь уметь внимательно анализировать документацию о закупке.

Простор для ошибок начинающих участников закупок практически ничем не ограничен. Ваш выбор — ваша ответственность.

Все-таки лучше постоянно поддерживать уровень квалификации: грамотно спланировать обучение и подобрать проверенные информационные ресурсы. После обучения вы сможете уверенно участвовать в закупках и заключать выгодные контракты.

Тем более, что изменения в сфере государственных закупок происходят постоянно.

Какие документы и сведения необходимы для регистрации в ЕИС

Все сведения и документы, которые потребуются для регистрации в ЕИС перечислены в пунктах 5 и 6 правил регистрации участников закупок, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.18 № 1752. В таблице ниже приведены сведения и документы, которые понадобятся российским поставщикам.

Для организаций

Для физлиц и ИП

Полное и сокращенное наименование

Фамилия, имя, отчество

Страна регистрации (код и наименование по Общероссийскому классификатору стран мира — ОКСМ)

ИНН

Адрес нахождения юрлица/ места жительства физлица

Почтовый адрес

Принадлежность к субъекту малого предпринимательства

Веб-сайт (если есть)

Адрес электронной почты, телефон

КПП и дата постановки на учет в ИФНС

Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой

ОГРН

ОГРП

ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право  действовать без доверенности от имени юрлица

Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность

ОКВЭД

Копии учредительных документов

Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки

ВАЖНО

Для регистрации в ЕИС и для дальнейшей работы в системе госзакупок поставщикам понадобится квалифицированная электронная подпись (КЭП). КЭП необходимо сделать на руководителя организации (или на ИП), а также на уполномоченных лиц, которые будут заниматься тендерами.

Электронный аукцион: взгляд со стороны заказчика

Смотрите видеокомментарий Романа Чибисова, эксперта по тендерам:

Также электронный аукцион проводится в отношении товаров (работ, услуг), включенных в дополнительный перечень, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если закупка осуществляется для обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 59).

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в аукционный перечень, если такие ТРУ также можно описать подробно и точно (ч. 3 ст. 59). Критерии определения победителя аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Заказчик проводит открытый электронный аукцион, если не нужно оценивать предложения участников по особым характеристикам товаров, квалификации участников, опыту работы и т п., а закупить товары, работы или услуги у единственного поставщика или путем запроса котировок закон не позволяет.

Если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика, то открытый электронный аукцион не проводится (ч. 2 ст. 84 № 44-ФЗ).

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).

ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.

Профстандарты в сфере закупок

В сфере государственных закупок утверждено два профессиональных стандарта:

В соответствии с этими профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • среднее профессиональное образование либо высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура, специалитет);
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для осуществления закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд специалисту требуется также наличие опыта — не менее трех лет в сфере закупок. При проведении экспертизы результатов закупок или приемки контракта опыт специалиста должен составлять не менее 4 лет.

Для квалификации «Специалист в сфере закупок» профстандартом предусмотрены следующие должности:

  • специалист по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий;
  • старший специалист по закупкам;
  • консультант по закупкам;
  • ведущий специалист;
  • заместитель руководителя подразделения;
  • руководитель подразделения;
  • руководитель контрактной службы.

Эксперт должен иметь:

  • высшее образование — бакалавриат, магистратура, специалитет;
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для эксперта также обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы:

  •  не менее 3 лет для осуществления функции консультирования в сфере закупок;
  • не менее 4 лет в сфере закупок для проведения экспертизы в сфере закупок;
  • не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3 лет для организации работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок.

При этом профстандарт предусматривает, что лицо, имеющее квалификацию «эксперт», может занимать такие должности, как консультант по закупкам, старший специалист по закупкам, контрактный управляющий, эксперт по закупкам, заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации, руководитель/директор (управления, департамента, организации), руководитель контрактной службы.

Законодательство о госзакупкахов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Как подготовиться к тендеру

Прежде чем регистрироваться на электронной торговой площадке, нужно понять, что такое тендер, как это работает и в какой последовательности нужно действовать. Для участия в тендере, независимо от его вида, необходимо пройти несколько стандартных этапов.

Этап 1. Поиск тендера

Все закупки государственных и муниципальных организаций проводятся в Единой информационной системе (ЕИС), сайт которой находится по этому адресу: www.zakupki.gov.ru. На портале обязаны регистрироваться все заказчики, проводящие тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В ЕИС помимо собственно конкурсной документации размещаются планы закупок организаций (это позволяет поставщикам планировать и свою деятельность по участию в тендерах). Также здесь находится реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб, сведения об исполнении контрактов, данные о формировании начальных максимальных цен и много другой полезной информации, помогающей участникам тендеров.

Закупки частных компаний можно искать самостоятельно, но это не слишком продуктивно: вручную пересмотреть сотни интернет-ресурсов в короткие сроки невозможно. Выход есть: сведения о закупках аккумулируются на сайтах электронных торговых площадок компаний. В структурированном виде с хорошим поиском по десяткам параметров информация о тендерах коммерческих и государственных компаний сводится воедино в агрегаторах закупок (my-tender.ru, findtenders.ru, synapsenet.ru, tenderplan.ru и другие). Эти сервисы работают как на бесплатной, так и на коммерческой основе. Скажем, на synapsenet.ru годовой пакет услуг по подбору тендеров по вашим параметрам обойдется в 4800 рублей.

Этап 2. Оценка тендера

Даже если вы нашли подходящий по профилю вашей деятельности тендер, его необходимо грамотно оценить на вероятность победы. Огромное количество закупок – как государственных, так и коммерческих, – «заточено» под конкретных поставщиков. И подавая заявку на такой конкурс, вы просто потеряете время.

Отличить фиктивный тендер от реально конкурентного можно по наличию специфических требований. Если закупка автомобиля предполагает комплектацию, в точности совпадающую с аналогичной в самом крупном городском автосалоне, это повод задуматься. А если изучая историю тендеров заказчика, вы наткнулись на конкурс, когда-то уже выигранный тем самым автосалоном, значит сомнений быть не может: техзадание написано под конкретного участника.

Также на этом этапе просчитывается экономическая выгода от участия в тендере и процент от начальной цены, на который можно «подвинуться», участвуя в торгах.

Этап 3. Оформление электронной подписи

Чтобы зарегистрироваться на торговой площадке, нужно получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в одном из удостоверяющих центров. ЭЦП – это компьютерные файлы с уникальной кодировкой, сделанной специально для владельца подписи. После установки на компьютер ЭЦП можно удостоверять все электронные документы, направляемые для участия в тендерах.

Для оформления подписи нужно предоставить учредительные документы (для юрлиц) или паспорт и ИНН (для физлиц и ИП). Стоимость ЭЦП для участия в торгах начинается от 4000 рублей. Можно оформить электронную подпись для разных торговых площадок – это будет стоить дороже, но такая ЭЦП эффективнее, поскольку можно будет участвовать в широком спектре тендеров.

Этап 4. Подготовка документов

В зависимости от вида тендера – электронный аукцион, запрос котировок или запрос предложений – отличается объем необходимой документации, но базовый пакет для всех типов закупок одинаков. Несмотря на то, что законодательство позволяет подавать документы в бумажном виде, для участия в торгах на электронной торговой площадке требуется размещать отсканированные копии документов.

Документы, которые предоставляет участник (поставщик)

  • Копия свидетельства о регистрации или выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ
  • Копия устава организации
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговой (ИНН организации)
  • Подтверждение финансовой состоятельности (справка из банка о состоянии счета, бухгалтерский баланс за последний период).
  • Сертификаты и лицензии на товар (если нужны).
  • Для большинства тендеров требуется обеспечение участия – денежная сумма, которая передается заказчику в залог того, что участник всерьез намерен бороться за победу. Залог возвращается, если участник выполнил все требования. Немногие компании могут направлять на эти цели живые деньги, поэтому обычно в качестве залога передается документ – банковская гарантия.

Документы, предоставляемые заказчиком

  • подробное описание предложения товаров или услуг;
  • начальная максимальная цена (если предполагается);
  • устав, свидетельства, лицензии;
  • другие требуемые документы.

Как бесплатно смотреть записи вебинаров

Несколько записей вебинаров на сайте мы открываем бесплатно:

  • для поставщиков и заказчиков, для начинающих и практиков;
  • удобно: запись вебинара можно смотреть, когда захотите, не надо ждать конкретную дату и время прямого эфира. 

Какие видеозаписи можно посмотреть прямо сейчас

Госзакупки для начинающих. Инструкция поставщику. Вебинар в том числе для тех, кто совсем ничего не знает об участии в торгах, но хочет разобраться в теме. Вы узнаете, что такое госзакупки, как в них участвовать и с чего начать, какие ошибки избегать. Ведущий — Олег Бируля.

Как начать участвовать в закупках по 223-ФЗ. Эксперт Олег Бируля рассказывает, где и как найти тендеры по 223-ФЗ, про их виды, что нужно знать о положении о закупках и как подать заявку на участие.

Как определять неценовые критерии по 223‑ФЗ. Рекомендации заказчику. Советы поставщику

Лектор Оксана Шипунова рассказывает, как заказчику определить неценовые критерии закупки, руководствуясь своими предпочтениями, и на что обратить внимание поставщику, который принимает участие в такой закупке. Бесплатно до 15 февраля 2021 года: запись вебинара, методические материалы, онлайн-тест и электронный сертификат Контур.Школы (при верных ответах на тест).

  • Особенность: можно посмотреть все бесплатные видеозаписи, скачать к ним методические материалы, пройти онлайн-тесты и получить электронные сертификаты Контур.Школы.
  • Совет: чтобы получить электронный сертификат по теме вебинара, вам надо правильно ответить на 80% вопросов теста. Обычно в тесте к вебинару 3-5 вопросов, 3 попытки — ответить несложно, если вы слушали видео. Ответили верно — на указанную вами электронную почту придет электронный сертификат. В нем будут ФИО, которые вы указали при регистрации в Школе. Лучше заранее проверьте, актуальны ли данные.

Главное – не победа, а выполнение заказа

И вот ваша заветная мечта осуществлена – вы выиграли свой первый контракт! Не забывайте, что вы – еще участник закупки, так как закупка длится с момента публикации извещения в ЕИС до публикации сведений об исполнении контракта опять же в ЕИС.

И вот здесь хотелось бы предостеречь тех, кто думает, что сможет «проволынить» при исполнении контрактов. Заказчиком четко установлены меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту. И если вам по каким-то причинам не удается в срок поставить товар, выполнить работу или услугу, а Заказчик «все понимает, идет навстречу и ждет», не обольщайтесь: в любом случае Заказчик предъявит вам требования неустоек, и вы обязаны будете их выполнить. В противном случае готовьте попасть в реестр РНП.

То же касается и обеспечения исполнения контракта. В 44-м Федеральном законе есть статья об антидемпинговых мерах (ст. 37 44-ФЗ), призванная ограничить необоснованные снижения НМЦК участниками. Так вот, в этой статье говорится о том, что если Участник упадет в цене на 25% и более, то обязан подтвердить свою добросовестность информацией о заключенных и исполненных без нареканий трех и более контрактах в течение года, предшествующего закупке, либо представить обеспечение исполнения контракта в сумме, в полтора раза превышающей размер установленного обеспечения, но не больше суммы аванса (если он предусмотрен). Но не все участники правильно эту формулировку трактуют. Есть примеры того, что победитель, упав ниже 25% от НМЦК, при заключении контракта предоставляет сумму обеспечения, установленную документацией, игнорируя требования его повышения и без подтверждения добросовестности. В итоге признается уклонившимся от заключения контракта и вносится в реестр РНП. Скажем сразу, что в этом вопросе суды и ФАС стоят на стороне Заказчика, поэтому еще раз призываем вас внимательно читать требования и подходить разумно к снижению цены.

Но если вы как участник прошли все этапы и у вас на руках акт выполненных работ, оказанных услуг, приемки товара, подписанный с двух сторон, а также денежные средства на вашем счету, причитающиеся вам по закону за оказанные услуги, а также благодарственное письмо от Заказчика (что является истинной удачей для Участника), вы можете по праву считать себя полноправным Участником Федеральной контрактной системы.

Конкурентные и неконкурентные процедуры

В этом смысле особых изменений не произошло. Все существующие типы процедур являются конкурентными, за исключением контракта с единственным поставщиком. Но тут действуют жесткие ограничения из статьи 93 закона 44-ФЗ. Чаще всего с единственным поставщиком заключают контракты стоимостью до 100 000 рублей. Кроме того, есть основания для закупки подобным способом у естественных монополий (вода, электроэнергии, услуги связи) и некоторые другие.

При определенных условиях заказчик должен уведомить контролирующие органы о заключении контракта в обход конкурентной процедуре. Иногда ему следует обосновать выбор такого способа.

Промежуточный итог

И эта победа должна лишь только укрепить вас в уверенности в своих силах и дать мощный толчок для продвижения вперед. Конечно, кризисные явления влияют на контрактную систему, заставляя идти в государственный заказ все новых и новых участников. Это рождает переизбыток спроса на фоне предложенных заказов. Участники неистово борются за каждую закупку, каждый контракт, демпингуют на аукционах и конкурсах, вступают в сговоры. Заказчики все больше и больше отклоняют, отсеивают нечистых на руку поставщиков, часто перестраховываются излишними требованиями, что порой работает против них. Почти в каждой закупке идет ожесточенное противостояние участников между собой за «место под солнцем» государственного заказа.

Но, как и всегда это бывает, на смену кризису и регрессу идут неизбежные подъем и прогресс, и будем надеяться, что этот подъем не за горами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector