Водный объект

Введение

Необходимость разработки настоящего стандарта возникла в связи с введением в действие нормативно-правовых актов £1}—. с существенными изменениями понятийно-терминологического аппарата и подходов к классификации водных объектов, реализованных в российском законодательстве в течение последних 40 лет. и с выработкой новых подходов к охране поверхностных и подземных вод.

При разработке настоящего стандарта проанализирована отечественная нормативная правовая база в области классификации водных объектов по целям водопользования во взаимосвязи с категориями и классами водных объектов, отражающими их физико-географические, режимные и морфометрические особенности, а также изучен зарубежный опыт в данной области, что позволяет уточнить применяемые в законодательной базе термины с соответствующими определениями и выработать современную классификацию водных объектов по целям водопользования.

Областью стандартизации является охрана окружающей среды; объектом — поверхностные и подземные воды: аспектом — классификация водных объектов по целям водопользования.

Гидрологический цикл

Все водные объекты прямо либо косвенно связаны друг с другом. Они объединяются глобальным гидрологическим циклом. Простыми словами его называют круговоротом воды. В качестве его ключевого элемента выступает речной сток. Он замыкает звенья океанического и материкового циклов. Самым большим стоком обладает р. Амазонка. Он составляет 7 280 км3/год. В течение последних 50 лет масса воды в гидросфере планеты остается в целом неизменной. При этом меняется количество содержимого в некоторых акваториях. Это обуславливается постоянным перераспределением воды в природе. На состояние гидросферы особое влияние оказывает глобальное потепление. Оно провоцирует таяние ледников, вечной мерзлоты. Из-за глобального потепления существенно повысился уровень воды в Мировом океане.

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды» совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» ()

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2020 г. № 706-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 2д июня 2015 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях х настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Перевод земель из категории в категорию

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Перевод земель из одной категории в другую может осуществляться в отношении следующих земель следующими органами:

  1. земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;
  2. земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  3. земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
  4. земель, находящихся в частной собственности:
    • земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  5. земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путём установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Лицензия на право пользования подземными водами

В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами (далее -Положение), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами». Особенности применения Положения при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод, отражены в Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 «По применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных» (далее – Инструкция»).

Согласно п.14.1 Положения, пользование недрами для добычи подземных вод должно осуществляться по лицензии в два этапа.

1 этап: ведется подготовка проекта использования недр и его согласование с соответствующими органами с целью определения соответствия разработанного проекта требованиям по безопасному ведению работ и требованиям экологической безопасности.

2 этап: осуществляется реализация согласованного проекта. Дополнительными требованиями к проекту пользования недрами в таких случаях являются, в том числе, организация зон санитарной охраны водозаборов при добыче питьевых вод.

Проведение работ, связанных с пользованием недрами, до согласования проекта запрещается.

Как рассчитывается налог?

Налогоплательщик рассчитывает сумму налога самостоятельно. Рассчитывается она так:

ВН = Налоговая база х Ставка налога (с учетом коэффициентов)

имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины в бассейне реки Печора. Производство оборудовано средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования — 320 000 м3. За 1-й квартал 2021 года «Водица» использовала 360 000 м3 воды. Как рассчитать ВН за 1-й квартал 2019 года?

Считаем. В течение квартала «Водица» превысила лимит забора воды. Его величина составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 м3

Теперь налог будет складываться из двух составляющих: плата за основной лимит и плата за сверхлимит.

Считаем плату за использованный лимит. Мы знаем его объем. Узнаем ставку для 1000 м3 забранной воды и годовой коэффициент.

320 000 м3 × 300 рублей ÷ 1 000 м3 × 2,01 = 192 960 рублей

Считаем сверхлимит по той же схеме. В конце умножаем сумму на 5.

40 000 м3 × 300 рублей / 1 000 м3 × 2,01 × 5 = 120 600 рублей

Складываем обе суммы и получаем ВН за 1-й квартал 2021 года:

192 960 + 120 600 = 313 560 рублей

Государственное управление водопользованием

Под государственным регулированием эколого-правового режима водопользования понимается деятельность органов Российской Федерации, направленная на наиболее рациональное, эффективное и комплексное использование водных объектов, восстановление, изучение и их охрану, a также предотвращение вредного воздействия вод на другие объекты природы. Водным законодательством РФ предусмотрены следующие основные принципы государственного управления в области использования и охраны водных объектов: устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей среды); сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассейнового и административнотерриториального принципов); разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функции их хозяйственного использования.

В состав полномочий органов государственной власти РФ в области использования и охраны водных объектов входят:

  • определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;
  • владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;
  • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;
  • контроль за их соблюдением;
  • установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра, порядка осуществления и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
  • установление порядка выдачи и выдача лицензий на водопользование; (определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов в режиме использования их территории;
  • разработка принципов экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами; установление порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;
  • определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в том числе источников питьевого водоснабжения и их зон и округов санитарной охраны;

Государственный мониторинг водных объектов — это система регулярных наблюдений за гидрогеологическими и гидрохимическими показателями их состояния. В процессе мониторинга обеспечивается сбор, передача и обработка полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Государственный мониторинг водных объектов осуществляет государственный орган управления использованием и охраной водного фонда совместно с государственным органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам), государственным органом управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). Порядок государственного мониторинга водных объектов устанавливает Правительство РФ. Государственный контроль за использованием и охраной всех водных объектов предусматривает проверку соблюдения порядка использования и охраны водных объектов; лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон и иных требований водного законодательства РФ.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют: государственные органы исполнительной власти субъектов РФ; специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда; специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды; другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции. Порядок государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяет Правительство РФ.

показать содержание

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Виды подземных вод

В зависимости от происхождения, подземные воды могут быть:

  • атмосферными;
  • реликтовыми;
  • ювенильными.

Атмосферная вода составляет большую часть от ее общей подземной массы на планете. Она образует и поверхностные, и подземные водные объекты.

Реликтовая (или погребённая) вода сосредоточена, главным образом, между частицами пород осадочного типа. Она существует с того времени, когда происходило образование данных пород на дне мирового океана. С её генезисом во многом связана и высокая минерализация. Однако её минеральный состав отличается от состава морской воды, что связано с поступлением дополнительных веществ из минералов, а так же выпадения в них солей из воды.

Ювенильная (магматическая) вода образуется при выходе магмы из недр Земли в процессе её остывания и кристаллизации. Такая жидкость содержит большое количество примесей различных металлов: медь, цинк, свинец, серебро. В процессе осаждения они образуют рудные залежи. Магматическое происхождение, в той или иной степени, может иметь вода, выходящая с горячими подземными источниками.

В случае с реликтовыми и ювенильными водами чётко выраженные границы подземных водных объектов обычно отсутствуют.

Водные ресурсы Земли

Водные объекты мира содержат примерно 1 388 миллионов кубических километров воды, огромный объём, распределённый по водным объектам всех типов. Мировой океан и моря, которые с ним связаны – это основная часть воды, принадлежащей гидросфере, 96,4 процента общего количества. На втором месте, ледники и снежники: здесь 1,86 процентов от всех вод планеты. Остальным водным объектам досталась 1,78%, а это огромное количество рек, озёр, болот.

Самые ценные воды – пресные, но их на планете довольно мало: 36 769 тысяч кубических километров, то есть, только 2,65 процентов всей планетарной воды. И большая часть, ледники и снежники, где содержится более семидесяти процентов всей пресной воды на Земле. Пресные озёра имеют 91 тысячу кубических километров воды, четверть процента, пресные подземные воды: 10 530 тысяч кубических километров (28,6%), на реки и водохранилища приходятся сотые и тысячные доли процента. В болотах воды немного, но их площадь на планете огромна – 2 682 миллиона квадратных километров, то есть больше, чем озёр, и тем более водохранилищ.

Гидрографическая сеть

Водотоки и водоёмы в совокупности, заключённые в пределах какой-то определённой территории, являются гидрографической сетью. Однако, чаще всего ледники, находящиеся здесь же, не учитываются, а это неправильно. Нужно считать гидрографической сетью абсолютно весь список водных объектов, которые находятся на земной поверхности данной территории.

Реки, ручьи, каналы, являясь частью гидрографической сети, то есть водотоками, называются русловой сетью. Если же из водотоков присутствуют только крупные, то есть реки, эта часть гидрографической сети будет так и называться речная сеть.

Группы

Строение, гидрологические особенности и экологические условия подразделяют водные объекты на три группы: водоёмы, водотоки и водные структуры особого вида. Водотоки – это реки, каналы, ручьи, то есть вода, находящаяся в углублениях поверхности Земли, где движение поступательное, под уклон. Водоёмы находятся там, где земная поверхность понижается и движение воды по сравнению с водостоками замедленное. Это болота, пруды, водохранилища, озёра, моря, океаны.

Особые водные объекты – ледники горные и покровные, а также все подземные воды (артезианские бассейны, водоносные грунтовые горизонты). Водоёмы и водостоки могут быть временными (пересыхающими) и постоянными. В большинстве водные объекты имеют водосбор – это та часть толщи почв, горных пород и грунтов, отдающих содержащуюся в них воду океану, морю, озеру или реке. По границе смежных водосборов определяется водораздел, который может быть подземным или поверхностным (орографическим).

Правила поведения

  1. В тёмное время суток на лёд выходить нельзя, а также при плохой видимости: в снегопад, туман, дождь.
  2. Ногами лёд бить нельзя, проверяя его на прочность. Если под ногами появилось хоть немного воды, нужно немедленно отходить назад по своему следу скользящими шагами, распределяя нагрузку на большую площадь (ноги на ширине плеч).
  3. Идти по проторённым тропам.
  4. Группа людей должна переходить водоём, соблюдая дистанцию в 5 метров минимум.
  5. Необходимо иметь при себе двадцатиметровый прочный шнур с глухой петлёй и грузом (груз нужен, чтобы забросить провалившемуся шнур, а петля, чтобы он продел её под мышками).
  6. Родители не должны позволять детям находится без присмотра на водоёмах: ни на рыбалке, ни на катке.
  7. В алкогольном опьянении к водоёмам лучше не приближаться, поскольку люди в этом состоянии реагируют на опасность неадекватно.

Водные объекты с точки зрения законодательства Российской Федерации

Согласно законам РФ, воды могут принадлежать федеральной, муниципальной и частной собственности. К объектам, находящимся в собственности РФ, относят:

  • Водоемы, водотоки и подземные ВО, которые полностью располагаются на территории государства и занимают земли нескольких субъектов.
  • Территориальное море – пограничная морская зона вокруг континентальной территории страны и островов. Для ее определения отсчитывают 12 морских миль от береговой линии или от границы внутренних вод. Согласно международному морскому праву, территориальное море доступно для судоходства других государств.
  • Внутренним морем называется территория, расположенная между берегом и условными исходными линиями: уровнем максимального отлива, линией, проведенной через портовые сооружения, расположенные на наибольшем удалении от берега, прямой, соединяющей внешние точки самых отдаленных частей архипелагов.

К внутренним относят:

  1. моря, все берега которых находятся в собственности одного государства (например, Белое).
  2. небольшие затоны, лиманы, бухты, образованные реками, полностью принадлежащими территории страны, если их ширина не больше 24 миль.
  3. водные территории портов.
  4. заливы, традиционно закрепленные за территорией страны на основании исторических договоров (например, залив Петра Великого).

Часть пограничных рек и озер. Граница территории РФ разделяет водный поток посередине у несудоходной реки (например, Псоу, Туманная) или по тальвегу судоходной (Амур, Днепр). В случае с озерами проводится прямая, соединяющая концы сухопутной границы (Псковское и Чудское озера);

ВО, принадлежащие к особо охраняемым природным территориям, здравницам и курортам.

В остальных случаях линия, юридически определяющая границы объектов, устанавливается исходя из:

  • среднемноголетнего уровня воды у водотоков и водоемов.
  • границе залежей торфа у болот.
  • максимальной линии отлива у морей.
  • среднего подпорного уровня воды у искусственных водоемов.

В собственности субъектов РФ находятся водоемы и водотоки, полностью расположенные на их территории и предназначенные для муниципальных нужд.

К частной собственности принадлежат небольшие изолированные искусственные водоемы. Они не являются самостоятельным объектом права, но рассматриваются вместе с землей, на которой расположены.

Водное законодательство РФ, помимо прав собственности, устанавливает также возможности использования водных ресурсов.

Захождение кораблей иных государств во внутренние воды возможно только по разрешению правительства РФ, кроме случаев визита глав других государств, стихийного бедствия и кораблекрушения.

По типу водопользования выделяют:

  • объекты общего пользования. Вода и береговая полоса (шириной 20 м.) таких объектов находится в государственной собственности и доступна любому гражданину РФ. Каждый человек должен иметь беспрепятственный доступ к ним и бесплатно использовать их в личных и бытовых целях. К береговой линии водоемов и водотоков примыкает водоохранная зона – территория, на которой действуют особые правила осуществления хозяйственной и производственной деятельности. Эти правила призваны предотвратить загрязнение воды бытовыми и промышленными отходами. Ширина водоохранной зоны прописана в Кодексе: она зависит от типа и размера водного объекта.
  • особо охраняемые природные территории. Такие водоемы и водотоки (или их части) имеют особое значение для сохранения биоразнообразия живых организмов (нерестилища ценных пород рыб, места обитания краснокнижных видов), науки и культуры (например, Ленские столбы), отдыха и оздоровления (например, озеро Баскунчак). Поэтому возможность использования воды для хозяйственных нужд и в производственных целях ограничена.

Передача прав собственности на водные ресурсы возможна при оформлении двух документов: договора аренды и лицензии на водопользование. На основании договора арендатор принимает от государства или муниципалитета на возмездной основе водный объект или его часть для получения прибыли. Срок аренды может составлять до 25 лет с возможностью продления. В лицензии прописываются, для чего может быть использован данный объект и какие сооружения, технические средства и устройства могут при этом применяться. Передача во временное пользование возможна для водоснабжения питьевой и технической водой, нужд гидроэнергетики и промышленности, рыбохозяйственной деятельности, животноводства и сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, транспортировки людей и грузов, сплава леса, обеспечения пожарной безопасности.

Земли водного фонда

Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:

  • земельные участки, которые покрыты водой;
  • земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.

На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают

жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом. Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов. В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.

Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.

Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.

Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты. Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации. Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.

Замечание 3

Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.

Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.

Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:

  • относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
  • сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
  • охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
  • устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.

Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Гидрологический цикл

Абсолютно все объекты водных биологических ресурсов друг с другом связаны косвенно или непосредственно, поскольку их объединяет круговорот воды на планете (глобальный гидрологический цикл). Главным компонентом круговорота является речной сток, замыкающий звенья материкового и океанического циклов. Наибольший речной сток имеет величайшая река мира – Амазонка, её водный сток составляет 18% от стока всех земных рек, то есть 7 280 кубических километров в год.

При неизменной за последние сорок-пятьдесят лет массе воды в глобальной гидросфере, количество содержимого отдельных водных объектов часто изменяется, поскольку воды перераспределяются. С глобальным потеплением климата усилилось таяние и покровных, и горных ледников, уходит вечная мерзлота, заметно повысился уровень Мирового океана. Ледники Гренландии, Антарктиды, арктических островов постепенно тают. Вода – природный ресурс, который в состоянии возобновляться, потому что она постоянно поступает с атмосферными осадками, которые стекают при помощи водосборных бассейнов в озёра и реки, образуют подземные запасы, являющиеся главными источниками, позволяющими использование водных объектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector