Заключение договора
Содержание:
- Когда победитель считается уклонившимся от заключения контракта
- Другой комментарий к статье 528 ГК РФ
- Сторона уклоняется от подписания контракта: последствия
- Обязательные условия контракта
- Подготовка проекта контракта
- Электронный аукцион по 44-ФЗ: суть процедуры
- Классификация заказчиков
- Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта
- Кого берут на службу по контракту
- Срок службы
- Расторжение госконтракта
- Плюсы и минусы службы по контракту в вооруженных силах
- Обязательные условия контракта
- Условие о сроке возврата обеспечения
- Заработная плата и социальные гарантии
- Другой комментарий к статье 527 ГК РФ
- Порядок заключения контракта
- Типичные ошибки
Когда победитель считается уклонившимся от заключения контракта
Нарушение установленной процедуры расценивается по 44-ФЗ как уклонение от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст. 83.2 закона о закупках победитель признается уклонившимся, если он:
- не направил заказчику подписанный проект договора или протокол разногласий в течение 5 рабочих дней;
- не предоставил обеспечение исполнения контракта, если это было предусмотрено конкурсной документацией;
- не предоставил повышенное обеспечение, когда цена ГК была снижена на 25% по сравнению с начальной (максимальной) ценой.
При наличии одного из вышеназванных обстоятельств заказчик оформляет протокол о признании заказчика уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ.
Внимание! Данный протокол нужно разместить и в ЕИС, и на электронной площадке торгов. Работаете по 44-ФЗ? Не забывайте об отчетности!
Подробнее
Работаете по 44-ФЗ? Не забывайте об отчетности!
Подробнее
Протокол должен обязательно содержать следующую информацию:
- место и время его составления;
- данные об уклонившемся победителе;
- основания для признания уклонившимся и соответствующие документы.
Другой комментарий к статье 528 ГК РФ
1. Коммент. ст. регламентирует заключение государственного (муниципального) контракта: определяет порядок и сроки направления его проекта государственным (муниципальным) заказчиком или поставщиком, возвращения подписанного контракта другой стороной, согласования разногласий, возникающих при заключении контракта.
Следует иметь в виду, что коммент. ст. устанавливает лишь общие требования к порядку заключения государственного (муниципального) контракта. Детальное регулирование соответствующей процедуры предусмотрено Законом о размещении заказов (см., например, ст. 28 — 29, 37 — 38, 47, 54 — 56 Закона), положения которого подлежат применению в части, не противоречащей нормам коммент. ст.
2. Сроки, установленные в п. 2 и 3 коммент. ст., подлежат применению только в случаях, когда размещение заказа производилось без проведения торгов. Если государственный (муниципальный) контракт заключается по результатам торгов (конкурса или аукциона), все действия по заключению контракта (представление проекта, его акцепт и согласование разногласий) должны быть произведены не позднее 20 дней после завершения торгов (п. 4 коммент. ст.).
3. В соответствии с п. 5 коммент. ст. при уклонении от заключения контракта стороны, для которой его заключение является обязательным, другая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению государственного (муниципального) контракта.
Пункт 5 коммент. ст. не содержит указания на возможность требовать возмещения убытков, причиненных необоснованным отказом от заключения контракта. Однако подобная возможность вытекает из общих положений п. 4 ст. 445 ГК. Судебная практика также не отрицает за неисправной стороной обязанности возместить убытки при условии, что истцом доказаны их размер, а также причинная связь с необоснованным уклонением от заключения контракта (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 5 мая 2006 г. N Ф09-3418/06-С3).
4. Государственные (муниципальные) контракты, заключенные с нарушением положений ГК и Закона о размещении заказов, регулирующих основания и порядок заключения государственного (муниципального) контракта, в большинстве случаев квалифицируются судебной практикой как ничтожные.
Нарушение бюджетным учреждением требований п. 2 ст. 161 БК, предусматривающих заключение государственных (муниципальных) контрактов только в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств, является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Согласно разъяснениям ВАС, соответствующие сделки являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что контрагент знал или должен был знать об указанных нарушениях. Бремя доказывания того, что контрагент знал или должен был знать о таких нарушениях, несет соответствующий главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, предъявивший иск (п. 15.1 Постановления ВАС N 23).
Сторона уклоняется от подписания контракта: последствия
Победитель признан уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ — последствия будут следующие:
- Поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков.
- Заказчик удерживает обеспечение исполнения контракта, если оно было внесено.
- Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением поставщика.
- Заказчик имеет право согласно ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ на заключение контракта со вторым участником. Проект ГК направляется ему в течение 5 дней с даты подписания протокола о признании победителя уклонившимся. Второй победитель может как согласиться, так и отказаться от подписания ГК.
Обратите внимание! Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий, которое предполагает его недобросовестное поведение (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2019 по делу № А66-15601/2018). ***
***
Итак, процедура заключения контракта по итогам аукциона или конкурса по 44-ФЗ состоит из нескольких этапов, каждый из которых должен быть пройден в определенные сроки. Нарушение порядка, установленного законом, влечет за собой признание поставщика уклонившимся от заключения контракта. Моментом, когда контракт считается заключенным по 44-ФЗ, является подписание контракта заказчиком.
Полезны при заключении госконтракта по 44-ФЗ могут быть также статьи Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ и Какие штрафы предусмотрены для участников закупок по 44-ФЗ.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Обязательные условия контракта
К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:
- Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
- Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
- Условия, которые касаются оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
- Условия о приемке результатов исполнения контракта — порядок и срок ее проведения.
- Условия об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.
Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте
Подготовка проекта контракта
Первый шаг здесь — проверить, нет ли в сфере закупки утвержденного проекта типового контракта. Это облегчит задачу т.к. типовой контракт — обязательная форма, менять в ней ничего нельзя, только дополнять.
По вопросу разработки индивидуального проекта контракта рекомендуем изучить готовое решение в системе «КонсультантПлюс». Вы можете зайти в систему по своему логину или использовать нашу ссылку и оформить бесплатный прбный доступ на 2 дня.
Предлагаем вместе разобраться, «как применяется типовой контракт на поставку продуктов питания».
Обращаем внимание, что договор по 44-ФЗ можно заключать в том числе на закупку с неизвестным объемом. В этом случае нужно составить рамочный договор
Читаем, как его оформить в статье «Рамочный договор по 44-ФЗ».
Электронный аукцион по 44-ФЗ: суть процедуры
Государственные заказчики указывают НМЦК в извещении об электронном аукционе, которое оформляется в порядке, предусмотренном контрактным законодательством.
Суть таких электронных торгов – определить победителя, который предложит наиболее выгодные для заказчика условия. Основным критерием при проведении аукциона в электронном виде является цена. А значит, что побеждает тот участник, который предложил наиболее низкую цену и заявка которого составлена без ошибок и согласно контрактному законодательству (ч.10 ст.69 44-ФЗ).
С участником, занявшим 1-е место, заключается договор по результатам процедуры (если он не уклонился от его заключения). В документе прописывается цена, предложенная победителем и условия исполнения обязательств, которые были указаны в извещении и документации о госзакупке.
Классификация заказчиков
Все заказчики на тендерах подразделяются на три группы в зависимости от того, каким законодательством они руководствуются в своей закупочной деятельности:
- Заказчики, которые работают по закону 44-ФЗ. Это разнообразные бюджетные организации и учреждения — от органов федеральной, региональной власти, городских и районных администраций до больниц, школ и детских садов. Такие закачки не имеют собственных денег — всю свою деятельность они обеспечивают за счет поступлений из бюджета. Поэтому и закупки они производят по самым жестким правилам.
- Заказчики, которые работают по закону 223-ФЗ. Это государственные корпорации и компании с госучастием. Например, Роснефть, РЖД, Сбербанк. Они распоряжаются деньгами, которые заработали сами. Но поскольку их часть принадлежит государству, как собственнику этих компаний, все их закупки также регламентируются.
- Все остальные заказчики, внедрившие систему тендеров. В своей деятельности они руководствуются гражданским законодательством. Они не обязаны по закону приобретать товары и услуги через торги. Такая система выбрана ими добровольно, поскольку это удобный инструмент. Некоторые собственники бизнеса сталкиваются с тем, что специалисты отдела закупок действуют в своих интересах в ущерб компании. Если закупка будет проводиться через тендер на электронной площадке (ЭТП), собственник бизнеса может на любом этапе все проконтролировать.
Почему важно знать, к какой категории относится заказчик? От этого зависит многое в процедуре закупки. У организаций из этих групп разный уровень ответственности за подготовку, проведение и результат торгов
Закон 44-ФЗ регламентирует буквально каждый шаг заказчика. Например, он обязывает:
- выбирать определенный способ торгов;
- проводить все этапы закупки в строго установленные сроки;
- требовать у участников только те документы и сведения, которые разрешены законом;
- оценивать поданные заявки по четко установленным критериям;
- в обязательном порядке заключить договор с победителем торгов;
- произвести оплату исполненного контракта в строго отведенный срок.
Если какое-то из требований закона будет нарушено, к ответственному за это должностному лицу будут применены штрафные санкции. Законом предусмотрено несколько десятков различных штрафов, причем некоторые из них достигают 30 000-50 000 тыс. рублей. Есть нарушения, за которые работника заказчика могут дисквалифицировать на 2 года, то есть запретить ему осуществлять в этот период свою профессиональную деятельность.
Закон 223-ФЗ называют рамочным, поскольку он устанавливает лишь определенные границы для заказчиков. Многие вопросы они решают сами. Компании, относящиеся к 3 группе, и вовсе не обязаны соблюдать никаких специальных условий, кроме общих требований для сделок, прописанных в Гражданском кодексе.
Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта
За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени. Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.
Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:
- 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
- 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
- 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
- 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.
Кого берут на службу по контракту
- Военнослужащие, которые проходят срочную службу по призыву и получили среднее или высшее профессиональное образование.
- Служащие по призывы не менее 3-х месяцев.
- Пребывающие в запасе граждане.
- Граждане, имеющее высшее или среднее профессиональное образование, не прибывающие в запасе.
- Представительницы женского пола, не пребывающие в запасе.
- Иностранцы в возрасте от 18 до 30 лет, находящиеся в РФ на законных основаниях.
- возраст от 18 до 40 лет, иностранные граждане от 18 до 30 лет (п.2 ст. 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);
- образование – не ниже средне профессионального;
- соответствующая физическая подготовка, определяемая НФП-2009 (Наставление по физической подготовке), утвержденным приказом Министерства обороны РФ от 21.04.2009 № 200. Подлежат оценки сила, быстрота и выносливость;
- профессиональная пригодность;
- положительные результаты прохождения медкомиссии – категории «А» (годен) и «Б» (ограниченно годен).
Срок службы
В 2021 году, сколько служат контрактники, зависит от звания, образования кандидата:
- Солдатам, служащим флота, сержантам и старшинам устанавливают срок в 3 года.
- У лиц в звании мичмана, прапорщика, офицера в договоре указано 5 лет.
- Для тех, кто проходит обучение в военно-учебных заведениях, включают этот период в контракт и последующие 5 лет службы в российской армии.
- Если пройден курс программы на военной кафедре университета, то заключают договор на 3 или 5 лет.
Призывники могут после срочной службы могут также остаться в армии на 3 года или 5 лет. Для ушедших в запас срок договора будет составлять от 6 месяцев до 12.
Контрактная служба открыта и для граждан других государств. Но берут только лиц с офицерским званием.
После 5 лет службы не продляют договор, если не принял военнослужащий российское гражданство.
В армию после получения высшего образования
Вооруженным силам РФ нужны молодые люди с высшим образованием. После обучения в высших учебных заведениях пойти могут на службу по контракту те, кто проходил программу на военной кафедре. По окончании вуза подписывают договор на службу в армии.
Но и получившие специальности после окончания высшего учебного заведения, которые востребованы в Вооруженных силах, могут заключить контракт. Для этого они проходят медицинское освидетельствование, сдают нормативы по физической подготовке.
Уже обучаясь на 1 курсе университета, студент может обратиться в военкомат для заключения контракта. Все остальные выпускники вузов, годные по здоровью к строевой службе, призываются в армию на 1 год.
Расторжение госконтракта
Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:
- по соглашению сторон;
- в результате судебного решения;
- в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.
Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.
Контракт разрывает заказчик
Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:
- товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
- поставка недоукомплектованной продукции;
- нарушения временных рамок;
- выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.
Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).
Контракт разрывает поставщик
Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:
- поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
- работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
- заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.
Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.
Плюсы и минусы службы по контракту в вооруженных силах
Контрактная служба относительно недавнее новшество. Определим, чего больше: плюсов или минусов.
- Стабильная и достойная заработная плата, служащим не стыдно отвечать на вопрос о размере заработка.
- Большое количество льгот, государственная поддержка.
- Выгодное трудоустройство в отдаленных населенных пунктах, где тяжело найти работу.
- Выход на пенсию по выслуге через 20 лет, пожелавшие могут остаться работать и дальше.
- потеря полноценного свободного времени, в отличие от гражданской работы, контрактника в любой момент могут вызвать в часть (например, по тревоге);
- ряд ограничений: строгое подчинение, невозможность самовыражения из-за формы;
- постоянные командировки и «жизнь на чемоданах»;
- риск потерять здоровье и жизнь.
Посвятившие жизнь армии меняют мировоззрение, их жизнь становится проще. Просьбы воспринимаются как приказы, которые необходимо выполнить, исчезают такие мысли, как «лень» и «не хочется»
Нельзя оценивать данную деятельность однозначно, что подходит одному – чуждо другому.
Обязательные условия контракта
К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:
- Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
- Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
- Условия, которые касаются оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
- Условия о приемке результатов исполнения контракта — порядок и срок ее проведения.
- Условия об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.
Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте
Условие о сроке возврата обеспечения
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В случае установления такого обеспечения в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Неуказание в проекте контракта срока возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, признается нарушением требований Закона о контрактной системе (решения Брянского УФАС от 24.03.2014 № 69, Новосибирского УФАС от 05.05.2014 № 08‑01‑146).
Кроме того, нарушение данного требования является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (административный штраф на должностных лиц в размере 15 тыс. руб.; на юридических лиц – 50 тыс. руб.).
* * *
Можно сделать вывод, что в любом контракте должны быть предусмотрены следующие обязательные условия:
- о предмете контракта;
- о цене, порядке и сроках оплаты;
- о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и приемки;
- об ответственности сторон.
Другие обязательные условия зависят от предмета контракта. К примеру, согласно п. 28 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с положениями ст. 19 ЛК РФ.
Ссылки:
«Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта».
Информационное письмо от 25.02.2014 № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными».
Постановление от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».
А. Мандрюков магистр права, эксперт журнала«Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»
Заработная плата и социальные гарантии
Многие стремятся на контрактную службу, зная, какие льготы имеют военнослужащие, их семьи. Заработная плата, ее размер зависит от воинского звания, стажа работы.
Мнение эксперта
Кузьмин Максим Петрович
Юрист с 8-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Признанный эксперт права.
Дополнительно начисляют выплаты. Они зависят от качества работы, дисциплинированности служащих.
Учитываются и особенности прохождения службы, выполнение заданий с риском для жизни в мирное время.
После испытательного срока в 3 месяца обязан военнослужащий получить служебное жилье. Если же нет возможности в части предоставить квартиру, то выдается денежное пособие на съем жилья. Одинокие чаще всего проживают в общежитиях или казармах.
Важный вопрос – это отпуск для контрактника. Он предоставляется ежегодно, продолжительность его зависит от срока службы солдата или офицера. Проезд к месту отдыха для контрактника и членов его семьи бесплатный. Пользуются военнослужащие правом подлечить свое здоровье в санаториях и на курортах, а дети – оздоровительных лагерях.
Другой комментарий к статье 527 ГК РФ
1. Государственный (муниципальный) контракт заключается на основе заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
Размещение заказов представляет собой осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия государственных (муниципальных) заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (ст. 5 Закона о размещении заказов).
2. Законом о размещении заказов предусмотрены способы размещения заказа: а) торги в форме конкурса (гл. 2); б) торги в форме аукциона (гл. 3); в) запрос котировок (гл. 4 — 5); г) размещение заказа у единственного поставщика (гл. 6); д) размещение заказов на поставки биржевых товаров (гл. 7).
Определение конкретного способа размещения заказа осуществляется заказчиком или уполномоченным органом в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов (см., например, п. 4 ст. 10, ст. 42, 48, п. 2 ст. 55, ст. 56 Закона).
3. Для государственного (муниципального) заказчика, разместившего заказ, заключение государственного (муниципального) контракта является обязательным (абз. 2 п. 1 коммент. ст.). Иное может быть предусмотрено законом (см., например, п. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов).
О последствиях необоснованного отказа государственного (муниципального) заказчика от заключения государственного контракта см. коммент. к ст. 528 ГК.
4. Для поставщика заключение государственного (муниципального) контракта является обязательным лишь в случаях, установленных законом (см., например, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»; п. 2 ст. 5 Закона о поставках). При этом государственный (муниципальный) заказчик обязан возместить поставщику, для которого заключение контракта является обязательным, убытки, причиненные исполнением этого контракта (см. ст. 533 ГК и коммент. к ней). Исключения из этого правила установлены п. 3, 4 коммент. ст.
В случае необоснованного уклонения от заключения государственного контракта поставщик, для которого заключение контракта является обязательным, уплачивает законную неустойку (см. п. 2 ст. 5 Закона о поставках, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»). По смыслу закона указанная неустойка носит исключительный характер.
5. Пункт 2 коммент. ст. посвящен лишь случаям обязательности заключения поставщиком государственного контракта, установленным законом. Вместе с тем обязанность заключить государственный контракт может возникать и у лица, для которого принятие заказа не было обязательным, — в силу победы в торгах по размещению заказа, а иногда — в силу участия в таких торгах (см., например, п. 12 ст. 25, п. 5 ст. 27, п. 3.1 ст. 29, п. 12 ст. 35, п. 6 ст. 36, п. 13 ст. 37 Закона о размещении заказов).
Порядок заключения контракта
На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия. Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями — наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта. Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.
Конкурс
Конкурс дает заказчику определенные преимущества:
- при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
- всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
- закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.
Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.
Электронный аукцион
Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника — электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:
- возможность получить наилучшую цену;
- отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
- малое количество ограничений на проведение аукциона.
В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.
Запрос котировок
Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус — цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей. Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.
Типичные ошибки
Несмотря на автоматизацию и активный переход на работу в электронном виде, человеческий фактор никто не отменял. Главное — придерживаться правила: «умный учится на чужих ошибках». Посмотрим, какие из них чаще всего совершаются:
- Не внесены изменения в документы на ЕИС. Приняли решение о максимальной сумме для участия в аукционах, крупной сделке, сменили директора, а исправить информацию на ЕИС не удосужились – ждите отклонения.
- В ЕГРЮЛ содержатся сведения о недостоверности данных. Вы об этом и знать не знаете, но вас могут проверить.
- В заявке (в первой части) указано наименование или другие данные, позволяющие идентифицировать организацию или ИП. Формально это повод для отказа, хотя не все госзаказчики жестоки, да и бывают такие закупки, где рады любому откликнувшемуся участнику.
- В характеристиках товара или материала не указаны конкретные значения. Помните про «от… до…» и «не более…не менее…»? Вот и не забывайте, что вместо них должны быть написаны точные цифры.
- Вообще не указаны материалы или товары. Дали согласие на поставку и решили, что этого достаточно. Если победите, большой вопрос — заключат ли с вами контракт.
- Не обеспечено наличие средств на спецсчете. Площадка отправляет запрос, получает ответ «денег нет» и отклоняет заявку автоматически.
- Спорный вопрос – не прикрепили документы по обеспечению, но перевели его (оформили банковскую гарантию). Тут ФАС чаще все-таки встает на сторону поставщика: обязательства он исполнил, а умные поставщики не доводят дело до Федеральной антимонопольной службы и идут навстречу, но прикладывать нужные данные все-таки надо.
- Несоответствие каким-либо из требований, например, недоимка по налогам превысила допустимый уровень или компания утратила статус СМП.
- Не указана страна-производитель. С 1 января 2020 года – это повод отклонить заявку.
- Перечислена неполная сумма обеспечения: одинарная вместо полуторной, если НМЦК упала более чем на 25% или просто ошибка в платежке.
- Контракт подписан «не глядя». За компьютером заказчика не роботы сидят, могут быть опечатки или даже грубые ошибки – указан не тот номер расчетного счета, а вам потом бегать и дополнительные соглашения подписывать. У поставщика есть право составить протокол разногласий и направить его заказчику для внесения исправлений.
- После подписания договора не предоставлены дополнительные документы. К примеру, нужно выполнить работы в госучреждении и необходимо представить список сотрудников, осуществляющих работы, чтобы получить пропуска (разрешения), что четко и ясно указано в контракте. Но вы на радостях от выигранного аукциона список предоставить забыли или копии документов, подтверждающих квалификацию специалиста, не передали. Ситуация некритичная, но испортить отношения способна.
Конечно, это далеко не все ошибки. Нарушаются сроки, гарантии, не передаются сертификаты на товары или оборудование, поставляется не то, что заявлено. Просить поставщика «понять и простить», наверное, можно, а вот ждать прощения не стоит.