Фз 226 «о росгвардии»: задачи войск национальной гвардии, права и оклады, соц. гарантии
Содержание:
Кратко суть
Закон №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии» приводит описание прав и обязанностей военнослужащих в Росгвардии, ее состав, какие органы осуществляют надзор над этой службой.
В других главах и статьях закона указывается на полномочия, которые предоставляются национальной гвардии. Указывается на право применения служащими силовых методов, а также на обязанности государственных структур в содействии Росгвардии при выполнении обязанностей, возложенных на службу.
Законом предусмотрены гарантии сотрудниками Росгвардии, а также их семьям, которые касаются их правовой, социальной и физической защиты.
Государственная Дума приняла закон в июне 2016 года. В силу он вступил уже 3 июля того же года. После принятия закона никакие изменения в него не вносились.
В этих пунктах описываются полномочия службы, которые касаются хранения, незаконной покупки или изъятия огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Кроме того, упоминается о выдачи оружия и взрывчатки физическим или юридическим лицам на основаниях, предусмотренных законодательством, в том числе статьей №226-ФЗ.
Последние поправки
Каждый Федеральный закон и иной нормативно-правовой акт, изданный и вступивший в силу на территории Российской Федерации, регулярно проходит через процедуру обновления его текста посредством внесения существенных поправок. Данная процедура необходима по причине постоянно меняющейся политической обстановки на территории современного государства РФ.
С момента вступления изучаемого нормативного акта в официальную юридическую силу и до ноября 2017 года, поправок в текст ФЗ 226 о войсках национальной гвардии РФ внесено не было
Однако необходимо обратить пристальное внимание на нормативы, прописанные в следующих статьях:
В статье 9 даётся подробное описание полномочий Войск национальной гвардии Российской Федерации
Важно отметить, что часть пунктов, указанных в данной статье, вступает в силу 1 января 2018 года. Соответственно, в полномочия военнослужащих входит:
Требование соблюдения порядка от рядовых граждан;
Пресечение совершения противоправных действий;
Проверка документов;
Принятие мер по охране места преступления до прибытия полиции;
Доставка нарушителей в правоохранительные органы;
Досмотр автомобилей и других транспортных средств;
Выдвижение требований о соблюдении контрольно-пропускного режима;
Прием, хранение и ликвидация предметов, конфискованного и сданного в добровольном порядке огнестрельного оружия;
Иные полномочия, прописанные в рассматриваемой статье;
В статье 18 указываются принципы применения военнослужащими физической силы и оружия
Согласно данным нормативам, прямой обязанностью военнослужащего является сведение причиняемого силовым воздействием ущерба к минимуму;
В наиважнейшей статье 19 изучаемого Федерального закона определяются нормативы применения физической силы. Военнослужащий уполномочен на данные действия в случаях:
Пресечения административных нарушений и уголовных преступлений;
При задержании нарушителей, с целью доставки таковых в полицейский участок;
При агрессивном противодействии со стороны нарушителей.
В статье 21 изучаемого Федерального закона указываются случаи, при которых представитель Войск национальной гвардии Российской Федерации уполномочен на применение оружия:
Если требуется защита рядовых граждан или военных от агрессивного нападения;
В случае попытки агрессора завладеть оружием;
При защите и эвакуации заложников;
Для произведения сигнала тревоги или предупредительного выстрела;
Для пресечения попытки незаконного проникновения на особо охраняемую или пограничную территорию или акваторию;
Если возникает необходимость обезвредить животное, угрожающее жизням и здоровью окружающих;
Применение оружия в отношении беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних детей строго запрещено;
В статье 23 рассматриваемого Федерального закона указываются принципы гарантии личной безопасности. В целях обеспечения собственной безопасности, военнослужащий имеет право иметь при себе табельное оружие. Однако воспользоваться им он может исключительно на основании положений, изложенных в ст. 21 настоящего Федерального закона № 226. В целях личной безопасности, информация о местах расположения военных частей является конфиденциальной.
Статья 21. Применение оружия
1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:
1) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;
2) для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии;
3) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;
4) для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;
5) для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
6) для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом;
7) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;
8) для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;
9) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона;
10) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.
2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение боевой и специальной техники.
3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.
4. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.
5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.
6. Вооруженным сопротивлением или вооруженным нападением признается сопротивление или нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне не отличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
Что представляет собой закон?
Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» № 226 был рассмотрен в Третьем чтении и принят Государственной Думой 22 и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года. ФЗ 226 о войсках национальной гвардии был подписан Президентом РФ 3 июля того же года.
Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» № 226 состоит из 8 глав, включающих в себя 35 статей. Структура ФЗ 226 является следующей:
- Глава 1 — Основные положения (ст. 1-7);
- Глава 2 — Полномочия Войск национальной гвардии, согласно изучаемому Федеральному закону (ст. 8-17);
- Глава 3 — Нормативы применения физической силы, оружия, специализированной техники (ст. 18-23);
- Глава 4 — Кадровый состав Войск национальной Гвардии Российской Федерации (ст. 24-25);
- Глава 5 — Правовые и социальные гарантии военнослужащих (ст. 26-29);
- Глава 6 — Материальное обеспечение Войск национальной гвардии России (ст. 30-32);
- Глава 7 — Прокурорская проверка деятельности ВНГ в соответствии с принципами конституции (ст. 33);
-
Глава 8 — Итоговые положения рассматриваемого Федерального закона (ст. 34-35)
В соответствии с текстом статьи 1 изучаемого закона, предназначением к национальной гвардии являются обеспечение прав и свобод мирных граждан РФ и безопасности и защиты населения.
Задачи Войск национальной гвардии
В соответствии с регламентом статьи 2 рассматриваемого Федерального закона, в непосредственные задачи ВНГ входят:
- Обеспечение общественного порядка и безопасности;
- Обеспечение охраны спецгрузов и важных стратегических объектов;
- Борьба с экстремизмом и террористическими организациями;
- Принятие участия в обороне Российской Федерации;
- Непосредственное реагирование в случае военного или чрезвычайного положения;
- Содействие войскам пограничного назначения;
- Охрана предметов собственности физических лиц на основании соответствующей договорённости;
- Контроль в области обороты огнестрельного и иного оружия на государственном уровне.
В соответствии с регламентом изучаемого Федерального закона № 226, военнослужащим Войск национальной гвардии могут вменяться иные задачи посредством указа Президента Российской Федерации. Основой для подобных решений являются конституционные принципы РФ.
Обзор основных статей с комментариями
В статье 2 Федерального закона определяются главнее задачи Росгвардии. К ним относят:
охрана общественного правопорядка;
охрана государственных учреждений, грузов особой важности, на основании утвержденных перечней;
борьба с террористическими и экстремистскими организациями;
обеспечение режима чрезвычайного положения;
помощь пограничным службам в осуществлении их обязанностей;
контроль над оборотом оружия;
охрана режимных объектов, а также тех сооружений, которые обладают особой важностью.
Для получения возможности осуществлять возложенные на нее обязанности, сотрудники национальной гвардии имеют такие полномочия:
- общие, которые указаны в статье 9 настоящего закона;
- специальные, указанные в статьях 10-14, а именно: задержание, проникновение в любые жилые помещения, осмотр любого средства передвижения, блокирование и оцепление территорий, а также помещений любого типа, ведение баз данных о гражданах, которые привлекались из-за нарушений правопорядка;
- полномочия, которые необходимы для обеспечения чрезвычайного режима (статья 15), которые связаны с противодействием террористическим организациям.
Войска Росгвардии не создавались, как отдельная структура с нуля. Национальная гвардия была создана путем преобразования таких служб:
- внутренних войск;
- органов МВД, обязанностью которых было наблюдение за сферой оборота оружия, а также за частным охранным сектором;
- отряды быстрого реагирования;
- отряды особого назначения МВД;
- ФГУП «Охрана»;
- силы специального назначения.
Как правопреемник, Российская гвардия получает органы управления, спецотряды, воинские части и пр. от расформированных, объединенных и соединенных структур.
Комплектация войск Росгвардии осуществляется на основании норм российского законодательства:
- военнослужащими;
- сотрудниками, которые добровольно согласились работать на службе в Росгвардии;
- федеральные служащие;
- работники.
Военнослужащие отбираются в Национальную гвардию путем призыва и добровольного поступления лиц на службу. Все они должны иметь профессиональную подготовку, быть физически готовыми и знать нормы правового урегулирования. Военнослужащие должны умело владеть оружием и другими специальными средствами или техникой, если такая имеется.
Гвардейские войска имеют право самостоятельно выбирать лиц, которые поступают к ним на службу по контракту. В число их полномочий входит проверка кандидатов, предъявление им соответствующих требований, проведение психологических экспертиз, если это не вредит здоровью людей и окружающей среде.
Комментарии к статье 6 закона №226-ФЗ объясняют, каким образом формируется руководство Росгвардии. Основным руководителем службы является Президент РФ, которые имеет такие полномочия:
- ставить перед гражданами определенные задачи;
- изменять и ратифицировать состав и структуру войск;
- назначать главнокомандующего и увольнять его с должности;
- ратифицировать устав, а также любые официальные знаки службы;
- определять необходимое число должностей, а также офицерский состав;
- назначать программу развития войск;
- любые другие полномочия, которые определены нормами Конституции РФ.
В то же время Правительство РФ должно всячески поддерживать структуры Росгвардии, осуществлять финансирование, а также контроль над выполнением обязанностей.