Ответственность сторон по 44-фз: штрафы и пени
Содержание:
- Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета
- Нормативные правовые акты
- Размер штрафов по 44-ФЗ
- Пени
- Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042
- Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
- Правовая основа назначения штрафов в рамках существования контрактной системы
- Типичный случай
Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета
Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:
- 10% при цене контракта до 3 млн р.;
- 5% — от 3 до 50 млн р.;
- 1% — от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — от 100 млн р.
С сентября 2020 года было увеличено число ценовых диапазонов, на основании которых рассчитывают штраф. Теперь они начисляются следующим образом:
- 10% — при НМЦК госконтракта или этапа до 3 млн р.;
- 5% — от 3 до 50 млн р.;
- 1% — от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — от 100 до 500 млн р.;
- 0,4% — от 500 млн р. до 1 млрд р.;
- 0,3% — от 1 до 2 млрд р.;
- 0,25% — от 2 до 5 млрд р.;
- 0,2% — от 5 до 10 млрд р.;
- 0,1% — при цене контракта свыше 10 млрд р.
В отношении закупок, в которых могут принять участие только представители малого бизнеса, раньше применялись две группы штрафов. Для контрактов до 3 млн р. – 10%, свыше – 5%. С 2020 года величина штрафов для НКО и представителей малого бизнеса уменьшилась:
- 3% при цене контракта до 3 млн р.;
- 2% — от 3 до 10 млн р.;
- 1% — при цене от 10 до 20 млн р. (свыше 20 млн р. закупки среди малого бизнеса не проводятся).
Если заказчик должен был привлечь к исполнению заказа представителя малого бизнеса, но не сделал этого, то штраф для него составляет 5% от объема работ, который должен был выполнить субподрядчик.
Были введены штрафы для победителей в госзакупке на право заключить контракт.
- 10% от НМЦК — если НМЦК до 3 млн р.;
- 5% от НМЦК — от 3 млн до 50 млн р.
- 1% от НМЦК — от 50 млн до 100 млн р.
Такая ситуация может возникнуть в ходе электронного аукциона, когда участники снизят цену госконтракта до 0,5% от НМЦК, и оператор ЭТП объявит торги на право заключения контракта. Предельная сумма такого контракта составляет 100 млн р.
Наказание за привлечение субподрядчика к тем работам по госконтракту, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно, осталось прежним – 5% от стоимости данных работ.
Если не было исполнено обязательство, стоимость которого не может быть высчитана, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта до 3 млн р., 5000 р. – от 3 до 50 млн р., 10000 р. – от 50 до 100 млн р., 100000 р. – свыше 100 млн р.
Для взыскания штрафных санкций заказчику следует написать исполнителю письменную претензию. Штрафы взыскиваются из суммы, которая подлежит к выплате подрядчику из обеспечения контракта либо из внесенного поставщиком исполнения по контракту (из банка, выдавшего банковскую гарантию за поставщика).
Поставщик имеет право оспорить штрафные санкции в судебном порядке. Например, если он не мог своевременно приступить к работам из-за отсутствия у него нужной документации от заказчика. Суд в ходе рассмотрения дела по существу освободит поставщика от штрафов, удовлетворит требования заказчика полностью или частично.
Нормативные правовые акты
Для поиска необходимой информации о неустойках следует обращаться к следующим документам, предложенным законодательством:
- В Гражданском Кодексе РФ: ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783.
- В 44-ФЗ: ст.34.
- Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042). Именно на этот документ опираются заказчики при начислении неустойки. Здесь отражены актуальные меры ответственности, связанные с исполнением контракта. Суды и контролирующие органы используют их в своей деятельности.
В Постановлении № 1042 сказано, что размер штрафа напрямую зависит от суммы контракта. Приведен порядок исчисления штрафов для представителей СМП и СОНКО. А также для штрафов, когда торг проводится на повышение (в этом случае закон — на защите заказчика)
Стоит акцент на важном моменте: за каждое нарушение необходимо выставлять соответствующие неустойки
В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.
14 августа 2020 г. начало действовать Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019 г. Оно вносит изменения в Постановление № 1042. Что же поменялось в новом регламенте? Коррективы коснулись штрафов.
- Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
- Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
- Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:
10% НМЦК, если цена контракта менее 3 млн. руб.; 5% НМЦК, если цена 3-50 млн. руб.; 1% НМЦК, если цена 50-100 млн. руб.
Если же сумма контракта выше НМЦК, то штраф:
10% цены контракта, если цена контракта менее 3 млн. руб.; 5% цены контракта, если цена 3-50 млн. руб.; 1% цены контракта, если цена 50-100 млн. руб.
Разница между первым и вторым случаями очевидна: в первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.
- Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.
Что же касается расчета пеней, то он, по сути, не поменялся. В Постановлении №1042 утратил силу пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Изменилось и название Постановления: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Таким образом, 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает порядок только для штрафов.
Расчет же пени не изменился – он указан в ч.5 и 7 ст.34 44-ФЗ.
Размер штрафов по 44-ФЗ
Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:
Цена контракта (этапа); | Размер штрафа % цены контракта (этапа) |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 10% |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей | 5% |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей | 1% |
от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей | 0,5% |
от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей | 0,4% |
от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей | 0,3% |
2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей | 0,25% |
5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей | 0,2% |
превышает 10 млрд. рублей | 0,1% |
Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:
Цена контракта (этапа) | Размер штрафа % цены контракта (этапа) |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 3% |
от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) | 2% |
от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно) | 1% |
Пример: | |
цена контракта составляет 2 млн. руб. | штраф составит 60 000 руб. (2 млн. руб. х 0,03) |
7 млн. руб. | 140 000 руб. (7 млн. руб. х 0,02) |
12 млн. руб. | 120 000 руб. (12 млн. руб. х 0,01) |
Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.
Размер штрафа, если закупка «на повышение»
НМЦК | Размер штрафа |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 10% НМЦК |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) | 5% НМЦК |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) | 1% НМЦК |
Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.
Размер штрафов, если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения
Чем выше цена контракта, темы выше штраф:
Цена контракта | Размер штрафа |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 1 000 рублей |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей | 5 000 рублей |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей | 10 000 рублей |
превышает 100 млн. рублей | 100 000 рублей |
Размер штрафов для заказчиков
Цена контракта | Размер штрафа, руб. |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 1 000 |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) | 5 000 |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) | 10 000 |
превышает 100 млн. рублей | 100 000 |
Пени
Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Пени рассчитывайте по следующей формуле:
Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки
Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.
В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).
Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.
Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост
Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.
Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).
Советы заказчикам:
- Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
- Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
- Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
- «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.
Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ
На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:
Цена контракта (Цк) | 1 200 000 руб. |
---|---|
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) | 800 000 руб. |
Ключевая ставка на дату уплаты пени* | 9% (условно) |
Срок исполнения обязательства по контракту | 270 дней |
Количество дней просрочки | 50 дней |
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней |
Формула | Расчет | Результат |
---|---|---|
К = 1/300 × ключевой ставки | 1/300 × 9% | 0,0003 |
П= (Цк-Ци) × К × Д | (1 200 000 — 800 000) × 0,0003 × 50 | 6 000,00 руб. |
Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».
Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.
Разбор практической ситуации
Вопрос:
Ответ эксперта Школы электронных торгов:
Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.
Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.
В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.
Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).
- Заказчики, всегда ли вы исполняете обязанность начислить пени? Поставщики, как часто вам выставляют требования об уплате? Расскажите в комментариях к этой статье, с какими ситуациями по штрафам и пеням вы сталкивались на практике.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042
<**> За исключением шприцев медицинских (код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 31).
<***> За исключением очков и масок защитных (код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90).
<****> Товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 9003, могут быть отнесены к настоящему перечню исходя из принципов определения их кодов по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 (к коду ОКП 94 4265 относятся исключительно оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения) и по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2 ОК 034-2014).
<*****> Товары, классифицируемые исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС.
<******> Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
(Сноска введена Постановлением Правительства РФ от 15.08.2019 N 1054)
Примечания: 1. Для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 N 1404)
2. Для целей применения разделов II — IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).
3. Для целей применения раздела V настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товаров с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии предоставления документа о подтверждении целевого назначения, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающего дальнейшую передачу товаров на безвозмездной основе некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинским учреждениям здравоохранения (с указанием в документе о подтверждении целевого назначения наименования лица, ввозящего изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименования некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинских учреждений здравоохранения, в адрес которых подлежат передаче изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименований передаваемых товаров, их стоимости, количества и кодов по классификатору продукции ОКПД 2 и (или) ТН ВЭД ЕАЭС, срока, в течение которого товары подлежат дальнейшей передаче).
Документ о подтверждении целевого назначения подписывается уполномоченным должностным лицом уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием даты подписи и проставлением оттиска печати установленного образца уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также направляется в адрес заявителя и в Федеральную таможенную службу в течение одного рабочего дня после его подписания.
Образцы подписей уполномоченных должностных лиц и оттиска печати представляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Федеральную таможенную службу и доводятся до сведения таможенных органов.
Ввоз товаров, указанных в разделе V настоящего перечня, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при условии регистрации декларации на товары для помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 30 сентября 2020 г. включительно.
(п. 3 введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 419)
Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
- Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
- Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.
Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.
Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков
Расчет штрафов по 44-ФЗ
Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.
Цена контракта, руб. | до 3 млн | От 3 до 50 млн | От 50 до 100 млн | От 100 до 500 млн | От 500 млн до 1 млрд | От 1 до 2 млрд | От 2 до 5 млрд | От 5 до 10 млрд | От 10 млрд |
Штраф, % | 10 | 5 | 1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 |
ВНИМАНИЕ
Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Штрафы для СМП и СОНКО
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.
НМЦК, руб. | До 3 млн | От 3 до 50 млн | От 50 до 100 млн | От 100 млн |
Штраф, руб | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 100 000 |
ВАЖНО
Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.
Расчет пени по 44-ФЗ
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:
Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки
Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
СПРАВКА
Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).
При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).
Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Настроить рассылку
Ответственность заказчиков по 44-ФЗ
В постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:
Цена контракта, руб. | До 3 млн руб. | От 3 до 50 млн руб. | От 50 до 100 млн руб. | От 100 млн руб. |
Штраф, руб | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 100 000 |
Пеня для заказчиков рассчитывается в том же порядке, что и для поставщиков.
Правовая основа назначения штрафов в рамках существования контрактной системы
Порядок назначения штрафных санкций регулируется несколькими ключевыми нормативными актами, которые любой государственный или муниципальный заказчик обязан знать. К числу таковых относятся:
- собственно Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот нормативный акт говорит о том, что назначение различных видов штрафных санкций для заказчика за различные нарушения должно происходить в случае установления вины такого заказчика в совершении различных правонарушений;
- Кодекс об административных правонарушениях. В рамках данного федерального нормативного акта рассматриваются основные виды правонарушений, которые могут быть совершены государственным или муниципальным заказчиком в рамках работы по осуществлению закупочной деятельности, а также определены допустимые пределы для назначения штрафных санкций за совершенные правонарушения;
- в случае если было зафиксировано ненадлежащее исполнение контракта или договора, заключенного с использованием норм и положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», со стороны заказчика или поставщика, для наложения штрафных санкций будут использоваться также положения, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации №1042, принятом в 2020 году, с учетом изменений от июля и августа 2019 года. Использование данного Постановления связано с тем, что именно на его основании происходит расчет пеней и неустойки, которые также имеют отношение к штрафам, но уже имеют целью достичь предельно качественного исполнения заключенного ранее контракта или договора.
Типичный случай
Для более наглядного понимания процесса расчета необходимо рассмотреть наиболее типичный для данной ситуации случай.
Заказчику поступил товар позже на 10 дней, чем было заявлено в заключенном с исполнителем контракте, а его сборка была осуществлена в течение следующих 10 дней. В рамках данной ситуации нужно обязательно провести подробный анализ проекта контракта. Получается, что понять фактическое исполнение условий договора.
В случае если товар должен был быть поставлен уже в собранном виде, то сроки будут пропущены на 20 дней, исходя из чего происходит начисление пени.
Обязательства по сборке необходимо уточнять, опираясь на то, в какой промежуток времени после передачи поставки товар должен быть собран. Неустойка за такую просрочку рассчитывается за определенное количество дней по договору.
В любом случае, во всех представленных ситуациях наблюдается просрочка исполнения заявленных обязательств.
Что касается непосредственной оплаты пени, то она должна проводиться на основании контрактных условий
При этом важно принимать во внимание статью 34 рассматриваемого Федерального Закона РФ №44
Сроки возврата обеспечения также определяются в условиях соглашения. Более подробную информацию об этом могут предоставить сотрудники Федеральной Антимонопольной Службы РФ.