Кодекс об административных правонарушениях рф 2021

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ КоАП РФ

Для быстрой навигации по статьям КоАП РФ граждане России могут пользоваться левым боковым меню. Содержание каждой главы отражено на соответствующей странице.

РАЗДЕЛ Ⅰ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • ГЛАВА 1 — ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • ГЛАВА 2 — АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 3 — АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
  • ГЛАВА 4 — НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

РАЗДЕЛ Ⅱ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

  • ГЛАВА 5 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН
  • ГЛАВА 6 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 7 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ
  • ГЛАВА 8 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • ГЛАВА 9 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭНЕРГЕТИКЕ
  • ГЛАВА 10 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ВЕТЕРИНАРИИ И МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
  • ГЛАВА 11 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ
  • ГЛАВА 12 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
  • ГЛАВА 13 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
  • ГЛАВА 14 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • ГЛАВА 15 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ДОБЫЧИ, ПРОИЗВОДСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
  • ГЛАВА 16 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ)
  • ГЛАВА 17 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
  • ГЛАВА 18 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЛАВА 19 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
  • ГЛАВА 20 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • ГЛАВА 21 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА

РАЗДЕЛ Ⅳ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

  • ГЛАВА 24 — ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • ГЛАВА 25 — УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
  • ГЛАВА 26 — ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
  • ГЛАВА 27 — ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • ГЛАВА 28 — ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
  • ГЛАВА 29 — РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
  • ГЛАВА 29-1 — ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • ГЛАВА 30 — ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅴ. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

  • ГЛАВА 31 — ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • ГЛАВА 32 — ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

33 главы КоАП РФ образуют собой 5 тематических разделов. Первый раздел описывает общие начала административного законодательства России. Во втором разделе представлен перечень всех возможных административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне) и санкции за эти нарушения. Третий раздел посвящен судьям, органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, описаны их полномочия и установлена подведомственность дел. В четвертом разделе собраны главы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях и порядок привлечения к административной ответственности. Заключительный пятый раздел КоАП РФ рассматривает порядок исполнения решений по административным делам.

Краткое содержание разделов

Если рассматривать закон с методологической точки зрения, то первый раздел является наиболее сложным. В нем изложен современный подход к пониманию административного законодательства, указан предмет в данной области, объект, субъекты, а также система наказаний.

Второй раздел – самый развернутый из всех. В нем содержится система нарушений, которые сгруппированы по схожим признакам (к примеру, правонарушения, которые посягают на права граждан, на собственность, область предпринимательства и прочие). В отличие от предыдущего Кодекса в раздел включено семнадцать глав. Ранее их насчитывалось всего десять. Правонарушений теперь насчитывается четыреста два. Ранее их было двести сорок три.

В третий раздел включены нормы, конкретизирующие систему тех субъектов, которые наделены властью. Также указывается их компетенция в определенных нарушениях и подведомственность.

В четвертом разделе регламентируется порядок разрешения дел об административных нарушениях. Он включен в Кодекс потому, что пока не реализован проект соответствующего процессуального кодекса, подобно тем, которые имеются в арбитражном, гражданском и уголовном законодательстве.

Пятый раздел посвящен исключительно исполнительному производству.

Проанализировав основные положения КоАП можно прийти к определенным выводам, а именно:

  • Субъектами данных правоотношений являются физлица и юрлица. Повышенная ответственность ложится на должностных и иных уполномоченных лиц.
  • Любое постановление возможно обжаловать в вышестоящих инстанциях.
  • В Кодексе содержатся процессуальные нормы, регулирующие привлечение к ответственности, порядок обжалований, права всех сторон дела об административном нарушении, а также об исполнении судебных постановлений.
  • Конкретные правовые нарушения описаны в Особенной части документа.
  • Санкции применяются в виде предупреждений, штрафов, ареста, дисквалификации и приостановления деятельности юрлиц. Причем арест, лишение какого-то права, конфискация, дисквалификация, выдворение иностранцев и лиц без гражданства из России назначаются исключительно судьей.

Последствия привлечения к ответственности

В отличие от уголовного законодательства, административные деяния не считаются настолько общественно опасными. Предусмотренные наказания, соответственно, мягче. Вдобавок, последствия привлечения к ответственности тоже разные.

После истечения срока административной судимости гражданин или юридическое лицо считаются ранее не привлекавшимися. Подобное правило имеется и в положениях УК. Однако факт уголовной судимости даже спустя много лет оказывает влияние: налагаются ограничения в трудоустройстве, усложняется усыновление или удочерение ребенка и реализация других прав.

Как будут отправлять на общественные работы

Общественные работы наравне со штрафами и административным арестом будут применять как основное административное взыскание. Такие работы предполагают выполнение в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, которые направлены «на достижение общественно полезных целей».

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов, их можно выполнять не больше 4-х часов в день. То есть они могут занять от 2 до 15 дней.

При этом есть важный нюанс — на такие работы могут отправить только с согласия самого человека, который совершил административное правонарушение. На такие работы не могут направить пенсионеров, несовершеннолетних, беременных, декретниц, людей с инвалидностью I и II группы, иностранцев, силовиков.

Административная ответственность иностранных агентов

За это предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере:

  • на граждан — от 2000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой;
  • на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

За направление НКО, включенной в реестр иностранных агентов, материалов в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что эти материалы произведены, распространены или направлены НКО, выполняющей функции иностранного агента, предусмотрены аналогичные штрафы.

  • на граждан — от 5000 до 10 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей.

За производство общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, материалов или их распространение, либо направление таким общественным объединением материалов в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что эти материалы произведены, распространены или направлены иноагентом, предусмотрен штраф в размере:

  • на граждан — от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой;
  • на должностных лиц — от 100 000 до 300 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

За производство учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, при осуществлении ими политической деятельности, при распространении, в том числе через СМИ и (или) с использованием интернета материалов, связанных с осуществлением ими политической деятельности, в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что они произведены, распространены или направлены иностранным агентом, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

К статье добавлено примечание следующего содержания:

  • предупреждением;
  • наложением административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

В установленных законодательством РФ ситуациях наказание будет строже — административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Как не пропустить важные изменения

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!

Цель принятия кодекса

Органы власти принимают нормативные акты, регулирующие деятельность граждан и организаций, а также их поведение. Некоторые нормы затрагивают и частную жизнь людей.

Чтобы стимулировать общество к соблюдению правил, был принят кодекс. Все автомобилисты знают, какой штраф им придется платить за то или иное нарушение. Возьмем, к примеру, правонарушения в сфере общепита. Они приводят к приостановлению деятельности предприятий, что считается серьезным ударом по бизнесу. Поэтому нарушений стараются не допускать или тщательно скрывать.

Впрочем, в текст кодекса включают санкции и за несоблюдение отдельных законов.

Меры наказания

КоАП? или административный кодекс, как его еще называют, разрешает применять следующие меры к нарушителям:

  • предупреждение;
  • конфискация орудия правонарушения;
  • арест;
  • лишение иностранца права на проживание в стране;
  • лишение специального права (например, вождения, охоты);
  • дисквалификация (запрет на занятие определенной должности в течение указанного времени);
  • приостановление деятельности.

В границах одной статьи для каждой части или пункта в зависимости от тяжести нарушений предлагаются различные меры наказания. Составляя постановление, в тексте пишут «согласно ч.. ст.. КоАП РФ». Аналогичную формулировку используют в жалобах и ходатайствах участников процесса.

Что прописали в КоАП по СМИ и интернет-ресурсам

Существенное изменение претерпела статья о нарушении законодательства о средствах массовой информации и интернет-ресурсах (статья 23.5 КоАП). Предусмотрена, к примеру, ответственность владельца интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, за информацию, распространение которой запрещено в соответствии с законодательными актами (к примеру с телеграм-канала, который признан экстремистским, отмечал ранее эксперт) — штраф до 20 базовых, а на юрлицо — до 100 базовых.

Что касается СМИ, то также введена ответственность за получение иностранной помощи, а также от анонимных источников для финансирования средств массовой информации. За это предусмотрен штраф до 50 базовых с конфискацией полученных средств и (или) другого имущества.

За сигнал могут лишить прав. Что изменилось для водителей

Обновленный КоАП среди прочего содержит новшества и для водителей: есть случаи, когда ответственность ужесточилась, но есть и пункты, по которым наказание стало более либеральным. Например, в некоторых случаях водители смогут не платить штраф, а обойтись предупреждением.

Если коротко про некоторые важные новшества для водителей, то для них:

  • Ужесточили наказание за умышленную блокировку дорог — штраф может быть от 6 до 50 базовых (было — от 6 до 10 базовых). Такой же штраф прописали и для водителей за блокирование дорог в местах проведения массовых мероприятий или повлекшее создание аварийной обстановки (за это нарушение могут также лишить прав от года до двух лет). Это прописано в статье 18.1 КоАП.
  • Водителя, который нарушает правила пользования звуковыми сигналами, могут наказать штрафом до трех базовых (87 рублей), а если подать сигнал в местах проведения массовых мероприятий, то штраф может быть до 10 базовых с лишением прав на срок до года или без лишения (статья 18.13 КоАП).
  • Водителей коснется также такое новшество в КоАП, как освобождение от административной ответственности с помощью предупреждения (статья 8.3). Речь идет об административных проступках, то есть о незначительных нарушениях. Чтобы избежать штрафа, нужно соблюсти два условия: водитель должен быть согласен с правонарушением и до этого в течение года такого же правонарушения он не совершал. К примеру, на непройденный техосмотр или разговор по телефону это новшество будет распространяться, а на нарушение скоростного режима — нет.

  • Выросли максимальные штрафы для лихачей.

  • Ввели систему градации опьянения для водителей.

Подробнее про новшества, которые ввели для водителей с 1 марта обновленным КоАП, можно прочитать по ссылке. Кроме того, для автомобилистов появились изменения и в ПИКоАП.

Какие новшества по валютному законодательству

В новой редакции КоАП также есть изменения в части нарушений валютного законодательства. К примеру, с 1 марта изменили сроки наложения административного взыскания и привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере валютного регулирования. До 1 марта данный срок составляет 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (как для физических, так и для юридических лиц).

Сейчас сроки дифференцируются в зависимости от того, кто совершил правонарушение. Если физлицо, то взыскание налагается не позднее 2 месяцев со дня совершения, а если правонарушение длящееся — со дня обнаружения/прекращения (если правонарушение обнаружено после его прекращения). Если же правонарушение совершил ИП (если оно связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью) или юрлицо — не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения и 6 месяцев со дня его обнаружения.

// TUT.BY

Изменения по взносам в ФСЗН

С 1 марта ввели новшества также по взносам в Фонд соцзащиты населения — обязательным страховым и на профессиональное пенсионное страхование. Изменения касаются ответственности за нарушения по уплате этих взносов.

К примеру, чиновники пересмотрели ответственность за неуплату или неполную уплату этих взносов в бюджет фонда. С 1 марта для нанимателей (речь не только про организации, но и индивидуальных предпринимателей и физлиц, которые предоставляют работу по трудовым и гражданско-правовым договорам) поднимут «потолок» по неуплате взносов в ФСЗН, при котором дают штрафы, — с 10 до 20 базовых величин (с 290 до 580 рублей). Если превысить эту сумму, то «светит» штраф от 2 до 20 базовых величин (от 58 до 580 рублей). Проще говоря, если наниматель не заплатит вовремя в бюджет ФСЗН взносы за своих работников больше чем 580 рублей, то он может получить штраф.

Также уточнили, кого могут привлекать к административной ответственности за долги перед фондом.

Специальные административные дела

КоАП рассматривает следующие особые категории правонарушений.

  1. Права гражданина. Под этой формулировкой понимаются условия, при которых человек может участвовать в управлении страной. В данной главе рассматриваются нарушения, связанные с процедурами выборов кандидатов в органы власти различного уровня.
  2. Здоровье, санитарная безопасность и общественная нравственность. Шестая глава посвящена преимущественно нарушениям санитарно-гигиенических норм, незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, занятиям проституцией, курению в неположенном месте, использованию нецензурной брани.
  3. Охрана собственности. Здесь рассматриваются нарушения в области землепользования, лесопользования, охраны объектов культурного наследия и т.п.
  4. Охрана природы. Глава 8 отличается от главы 6 тем, что здесь объектами взаимоотношений являются экологические системы, а так же их компоненты – почва, водоёмы, недра, леса и т.п.
  5. Промышленность, строительство и энергетика. Особенностью главы 9 являются правонарушения, совершённые при строительстве и эксплуатации различных хозяйственных и жилых объектов.
  6. Ветеринария, сельское хозяйство, мелиорация. Данная сфера деятельности связана с использованием земли для получения сельскохозяйственной продукции, а так же с санитарным контролем содержания домашних животных.
  7. Дорожное движение. Глава 12 практически вся посвящена проблемам безопасности дорожного движения, и ответственности за нарушение правил управления транспортом и содержания дорог.
  8. Предпринимательская деятельность. Нарушениями в данной сфере считаются отсутствие лицензий, регистрации, аккредитации. Кроме того, глава 14 предусматривает наказания за обман потребителей, фиктивное банкротство, нарушение правил оборота отдельных видов продукции и т.д.
  9. Финансы, налоги, ценные бумаги. Глава 15 посвящена наказаниям в сфере нецелевого использования бюджетных средств, нарушения правил бухучёта, невыполнения госзаказов, нарушения оборота ценных бумаг.
  10. Информация и связь. В главе 13 содержатся статьи, которые предусматривают наказания за самовольное строительство и эксплуатацию объектов связи, нарушение норм охраны персональных данных, отказ в предоставлении первичных статданных и т.д.
  11. Таможенное дело. Данные нормативы касаются процедуры прохождения таможенного контроля, нарушений внесения таможенных платежей, искажения предоставленной информации.

Таким образом, специальная часть КоАП охватывает практически все сферы деятельности физических и юридических лиц.

За оскорбление должностного лица можно получить штраф до 5800 рублей

Обновленный КоАП предполагает за оскорбление штраф до 30 базовых (до 870 рублей). Раньше было до 20 базовых (до 580 рублей).

За оскорбление в публичном выступлении, СМИ, интернете можно получить штраф от 10 до 200 базовых величин (от 290 до 5800 рублей), или общественные работы, или административный арест. Для юрлица предусмотрен за это штраф от 30 до 200 базовых — от 870 до 5800 рублей.

При этом за оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий можно получить штраф от 20 до 30 базовых (от 290 до 870 рублей). А если этом сделать в публичном выступлении, СМИ, интернете, штраф будет от 10 до 200 базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а для юрлица — штраф от 30 до 200 базовых.

Ранее за оскорбление должностного лица предусматривался только штраф до 50 базовых величин.

Комментарий к статье 1.1. КоАП РФ:

1. Комментируемая статья определяет состав законодательства Российской Федерации, учитывая федеративное устройство России и нормы ст. 72 Конституции РФ. Согласно ч. 1 данной статьи, во-первых, определяется, по сути дела, что административная ответственность как физических, так и юридических лиц может устанавливаться только законом, а не подзаконным нормативным правовым актом; во-вторых, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основополагающим законодательным актом в этой сфере и поэтому законы субъектов РФ об административных правонарушениях должны соответствовать положениям Кодекса.

Ныне в большинстве субъектов Российской Федерации действуют кодифицированные законодательные акты об административных правонарушениях, в которых предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в пределах предметов их ведения (например, за нарушение правил благоустройства, охраны зеленых насаждений, пользования общественным транспортом, охраны общественного порядка и др.).

При принятии таких законов субъекты РФ должны соблюдать требования, сформулированные в КоАП РФ.

В этой связи важное значение имеет указание в ч. 1 комментируемой статьи о том, что законы субъектов РФ могут быть приняты только в соответствии с настоящим Кодексом

В свою очередь, Кодекс закрепляет предметы ведения Российской Федерации и предметы ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. ст. 1.3 и 1.3.1).

Определение предметов ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях дает достаточно четкий ориентир для соответствующего законодательства субъектов Российской Федерации.

Одной из сложных и пока не до конца решенных проблем является соотношение настоящего Кодекса с федеральными законами, в которых регулируются отношения, касающиеся применения норм административной ответственности.

Несмотря на то что в ч. 1 комментируемой статьи однозначно определено, что законодательство об административных правонарушениях на федеральном уровне состоит из настоящего Кодекса, ряд норм, по сути дела, регулирующих административную ответственность, остался в Налоговом кодексе РФ (так называемые налоговые правонарушения), а ряд составов административных правонарушений указан в Бюджетном кодексе РФ и не включен в КоАП РФ. Имеются принципиальные расхождения (как по существу норм, так и по терминологии) между Арбитражным процессуальным кодексом РФ и КоАП РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, связанными в том числе с присоединением России к ряду важных международных конвенций, подчеркивает, что Кодекс основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Это обусловливает положение Кодекса о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. Таким образом, подтверждается приоритет норм международного права перед внутренним законодательством страны.

Последние изменения и дополнения

С конца марта действует такой вид правонарушений, как остановка или наезд на специальную (яркую) разметку, которая расположена по границе перекрестка. Если водитель остановится на ней, то должен будет заплатить штраф в размере 1 тыс. руб.

Журналисты, блогеры и администраторы групп в соцсетях могут быть оштрафованы от пяти тыс. до двадцати тыс. руб., а юрлицам грозят санкции от пятидесяти тыс. до двухсот тыс. руб. за отказ в прекращении распространения информации, которая носит компрометирующий характер или нежелание размещать опровержение указанных ранее ложных сведений.

Отдельные штрафы предусмотрены за несоблюдение надлежащих правил безопасности при монтаже подъемных механизмов. Должностные лица заплатят за это от 2 тысяч до 5 тысяч руб., а юр. лица – от 25 тысяч до 40 тысяч руб. Если при этом есть угроза жизни людей, то первые заплатят от 25 тысяч до 30 тысяч руб., а вторые – от 300 тысяч до 350 тысяч руб.

Если при возникновении ЧС ответственные лица не будут следовать правилам пожаротушения, то их ждет штраф от 25 до 40 тыс. руб., ИП – до 70 тыс. руб., а юрлиц – от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч руб.

При нарушении положений лицензионного договора управляющие компании МКД (многоквартирным домом) должны заплатить от трехсот до трехсот пятидесяти тысяч руб., должностные лица – до двухсот пятидесяти тысяч руб. Также может быть назначено наказание в виде отстранения от должности до 3 лет.

Лица, которые распространяют заведомо ложную информацию в СМИ (при которых работа компаний, муниципальных учреждений, определенных инфраструктурных объектов высвечивается в негативном свете), могут быть оштрафованы на сумму от тридцати тыс. до ста тыс. руб. Это же правонарушение, совершенное должностными лицами, повлечет за собой штраф до двухсот тыс. руб., а юр. лицами – от двухсот тыс. до пятисот тыс. руб. Если закон будет нарушен повторно, то физлица заплатят до трехсот тыс. руб., должностные лица – до шестисот тыс. руб., а юрлица – до одного миллиона руб.

Серьезность мер наказания

В сфере действия УК почти за все нарушения предполагается лишение свободы. Допускается назначение штрафа, привлечение к обязательным и исправительным работам, конфискация имущества. Практикуется назначение условного наказания: человек ограничивается в праве передвижения и вынужден регулярно посещать службу исполнения наказаний.

Если к нарушителю применили условное наказание, новое нарушение с его стороны, даже административное, может обернуться тюрьмой.

Факт административной судимости при выявлении нового административного нарушения считается лишь отягчающим обстоятельством, но не более.

Максимальный срок ареста за административное нарушение — 6 месяцев. Он предусматривается далеко не во всех статьях особенной части.

Состояние законодательной базы

В него постоянно вносятся поправки и дополнения. Нет другого закона, в который бы их включали так часто. Что такое КоАП? Чиновниками, ответственными за применение норм кодекса, и юристами, представляющими граждан и организации в судах, он считается противоречивым и разбалансированным нормативным актом.

По мнению практиков, изменения в текст вносятся бессистемно, многие статьи не доработаны и сформулированы невнятно. Жалобы на невнятность и пробелы в нормах касаются и процессуальной части кодекса, описывающей порядок привлечения к ответственности и рассмотрения дела судом или иным уполномоченным органом.

С учетом бесконечных поправок КоАП РФ с изменениями популярен среди юристов.

Повысили штрафы и срок административного ареста за несанкционированные акции

Существенные изменения внесли в известную статью 23.34 (теперь это статья 24.23 КоАП). Чиновники ужесточили ответственность за участие в несанкционированных массовых мероприятиях, заметно подняли штрафы и срок административного ареста.

Так, максимальный размер штрафа по этой статье увеличили с 30 до 100 базовых величин (с 870 до 2900 рублей). При привлечении по этой статье повторно смогут оштрафовать на сумму до 200 базовых величин или 5800 рублей (было — 50 базовых или 1450 рублей).

В обновленном КоАП максимальный срок административного ареста за участие в несанкционированных массовых мероприятиях, то есть одно правонарушение, по-прежнему составляет 15 суток. А вот за повторное в течение года участие в несанкционированном массовом мероприятии грозит от 15 до 30 суток. При этом 30 суток — максимально возможный срок административного ареста, даже если совершено сразу несколько правонарушений (раньше было 25 суток).

Еще одно изменение — раньше при участии в незаконном массовом мероприятии можно было получить предупреждение, теперь такая мера из КоАП исключена как мера административного взыскания. При этом ввели новый вид административного взыскания — общественные работы.

В срок административного ареста по-прежнему будут засчитывать срок задержания.

Подробнее прочитать про то, как изменятся размеры штрафов, можно по ссылке.

Раздел V КоАП

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам — то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.

Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:

  • Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.

  • В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.

  • КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

  • Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.

  • КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.

При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.

При каких совершении каких действий предусмотрена ответственность.

1. Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных.

2. Нарушение прав физического лица, связанных с обработкой персональных данных.

Штраф (п. 1 и 2): до 50 базовых величин (ранее эта сумма составляла 1450 рублей, одна базовая величина равна 29 рублям), для лица, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью — от 4 до 100 базовых величин (от 116 до 2900 рублей).

3. Умышленное незаконное распространение персональных данных, штраф — до 200 базовых величин (на сегодня эта сумма составляет 5800 рублей).

4. Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных, штраф — от 2 до 10 базовых величин (от 58 до 290 рублей) — для физического лица, от 10 до 25 базовых величин (от 290 до 725 рублей) — для ИП, от 20 до 50 базовых величин (от 580 до 1450 рублей) — для юридического лица.

Раньше было два случая, когда могли привлечь к ответственности за нарушения в сфере персональных данных: разглашение персональных данных лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, а также нарушение правил защиты информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector