Каковы особенности государственного контракта по 44-фз, его существенные условия и порядок исполнения?

Содержание:

Чем отличается договор от контракта?

Рассматривая разницу между отдельными видами соглашений, следует в первую очередь упомянуть о происхождении терминов «контракт» и «договор». Если в первом случае речь идет о слове латинского происхождения, то второе понятие имеет славянские корни. Контракт – соглашение, пришедшее к нам из Древнего Рима. Именно такое название используется сегодня для наименования соглашений в мировой практике. Что же касается понятия «договор», то изначально он являлся российским эквивалентом «контракта». Сейчас это один из основных институтов отечественного гражданского права. Контракт стал использоваться в российской практике гораздо позже других видов сделок и со временем приобрел специфические особенности, свойственные преимущественно для нашей правовой системы.

На сегодня главное общее отличие договора от контракта, из которого вытекают конкретные особенности этих видов соглашений, состоит в следующем. Контрактная форма согласования взаимных прав и обязанностей – частный случай договорной. Другими словами, «договор» – более широкое понятие, чем «контракт». Это проявляется в том, что договорная форма закрепления правоотношений между сторонами используется гораздо чаще, чем контрактная. Если контракты распространены в основном в сфере международной торговли или взаимоотношений с государственными и муниципальными органами, то договоры заключаются практически в любой отрасли и между самыми разнообразными субъектами.

Конкретные отличия контракта от договора во многом зависят от сферы использования этих форм соглашений. Как в отечественной практике, так и в международной действуют специфические правила использования той или иной формы соглашения в зависимости от того, какой сферы жизнедеятельности касаются зафиксированные в документе правоотношения. К примеру, при приеме на работу контракт в обязательном порядке заключается с определенными категориями сотрудников — с педагогическим составом учебных заведений, руководством, сотрудниками полиции и т.д. От обычного трудового договора он отличается прежде всего наличием ограничения по сроку действия. Это специфическая форма срочного договора. Кроме того, в контракте, как правило, более подробно регламентируются взаимные права и обязанности работодателя и наемного работника, могут присутствовать такие дополнительные условия, как предоставление ведомственного жилья, места для ребенка сотрудника в школе или дошкольном учреждении. Эта форма трудового соглашения более удобна для администрации компании, поскольку предусматривает возможность прекращения действия исключительно по одностороннему решению руководителя. При этом трудовой договор может быть разорван по инициативе любой из его сторон. Наряду со стандартными контрактами в сфере трудовых отношений действуют также так называемые эффективные. В них указываются не только должностные обязанности, но и критерии определения эффективности сотрудника.

Еще один наглядный пример разницы в сферах применения контрактов и договоров – правоотношения при оформлении поставок. Если договорная форма соглашения доступна для любых субъектов, то есть заключать между собой договор поставки могут различные юридические и физические лица, то при оформлении соответствующего контракта одной из сторон обязательно должно быть государство. Аналогичное правило действует и при осуществлении купли-продажи.

Следует также упомянуть о сфере международной торговли. При реализации товаров и услуг зарубежным партнерам или приобретении у них этих благ следует заключать контракты, поскольку за рубежом именно на основании соглашения с таким названием возникают взаимные права и обязанности сторон.

Рассматривая то, чем отличается договор от контракта, необходимо упомянуть и о следующих аспектах:

  • Контракт всегда имеет письменную форму, а договор может быть и устным.
  • Степень конкретизации условий партнерства в контракте, как правило, выше.
  • Использование контрактной формы фиксации взаимных прав и обязанностей предусматривает определенные ограничения по сроку действия документа и соответствующих правоотношений. Договор же может быть бессрочным.

Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ

1.1. Общие правила возможного изменения условий договора

Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ. И именно на изменение обстоятельств пытаются ссылаться попавшие в рассматриваемую ситуацию исполнители, подавая в суд заявление о понуждении к изменению условий государственного или муниципального контракта в части сроков выполнения работ и оказания услуг.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Однако, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). А судебная практика в подавляющем большинстве случаев делает вывод о недопустимости по общему правилу изменения существенных условий государственного или муниципального контракта

, к которым относится, в том числе, срок выполнения работ или оказания услуг. К тому же, для действия ст. 451 ГК РФчаще всего не исполняется условие о том, что исполнитель не мог заранее, до подписания контракта, предвидеть необходимость большего срока на исполнение обозначенных в контракте работ или услуг при должной степени заботливости и осмотрительности .

1.2. Основания к изменению в связи с уменьшением финансирования

Согласно пункту 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении

соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядкесредств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ или услуг, определенных контрактом, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ и оказания услуг. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом

. При этом «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2020 г., подтверждает, что, если не выполняются условия об изменении объема соответствующего финансирования,стороны не могут дополнительным соглашением к контракту изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте .

Так как приведенные формулировки отсылают нас к специальному законодательству о закупках, либо к контракту, рассмотрим возможные основания к изменению сроков, вытекающие из них.

Новые антикризисные меры в 44-ФЗ с 01.04.2020

01.04.2020 вступил в силу федеральный закон №98-ФЗ об изменении отдельных законов для экстренного реагирования на распространение коронавируса 2019-nCOV. Внесены такие изменения в закупки по 44-ФЗ:

  1. Госзаказчикам позволили до 31.12.2020 не требовать от СМП обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства.
  2. Обязали рассчитывать пени исходя из цены этапа за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Раньше вне зависимости от стоимости этапа пени считали исходя из цены контракта за вычетом исполненных обязательств. Не забудьте поправить проекты контрактов!
  3. Распространили случаи, когда участник закупки не обеспечивает исполнение контракта, на обеспечение гарантийных обязательств.
  4. Распространили порядок списания неустоек за 2020, 2020 годы на неустойки, которые начислены в 2020 году. Подробнее об этом в статье «Правительство спишет неустойку по 44-ФЗ в 2020 году».
  5. Уточнили основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  6. Разрешили менять цену и сроки в контрактах, если обязательства невозможно выполнить из-за коронавируса, но при условии, что правительство, региональные или местные власти дали согласие и есть лимиты бюджетных обязательств на это.
  7. До 31.12.2020 разрешили правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.

Отменили ст. 80–82 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Предмет контракта

Понятие государственного (муниципального) контракта определено в п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе. Им признается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Самым важным условием любого договора является условие о предмете. Применительно к контракту предмет договора должен быть определен в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Во-первых, описание предмета контракта должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости). При описании объекта закупки по общему правилу нельзя указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименования производителя и другие требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Например, в Решении Чувашского УФАС от 14.07.2014 № 06-06/5371 указано следующее.

Комиссией установлено, что в техническом задании документации электронного аукциона предмет закупки описан как «автомобиль УАЗ-298924 или эквивалент».

Согласно реестру товарных знаков, зарегистрированных в Российской Федерации, опубликованному на сайте https://www.tmdn.org/tmview/welcome.html, «УАЗ» является товарным знаком, принадлежащим ОАО «У».

Таким образом, указание на товарный знак «УАЗ» при описании предмета закупки является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Во-вторых, обязательно наличие изображения поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать, если в документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе), а если в документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, необходима информация о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В-третьих, поставляемый товар по общему правилу должен быть новым товаром.

В-четвертых, должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Однако данные показатели должны быть указаны только применительно к предмету контракта. Так, нельзя указывать конкретные виды дизельного топлива, которые могут использоваться при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги. Данное требование не относится к товару, используемому при выполнении работ, который после выполнения работ не переходит в собственность заказчика и никоим образом не влияет на результат выполняемых работ (Решение Ивановского УФАС от 29.07.2014).

В-пятых, не допускается установление требований к производителю товара, к участнику закупки, его деловой репутации участника, наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работы или оказания услуги. К примеру, нельзя при размещении заказа на оказание автоуслуг устанавливать требование о профессиональном стаже водителей не менее пяти лет (Решение Татарстанского УФАС от 24.05.2014 № ДМ-04/7009).

Кроме того, при описании предмета контракта могут быть указаны ссылки на технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством о техническом регулировании, а также спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Условие на усмотрение заказчика — условие об одностороннем отказе от исполнения контракта

Одностороннее расторжение контракта можно реализовать только в том случае, если заказчик установит его в проекте контракта и в тендерной документации, в противном случае заказчик исключает такую возможность как для себя, так и для поставщика (ч. 13, 14 ст. 34, ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ). Основания: любые, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Порядок оформления одностороннего отказа от исполнения контракта:

Действия заказчика:

  • принятие решения об одностороннем отказе;
  • размещение решения в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой его принятия;
  • направление поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.

Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления.

Иные условия контракта:

  • предмет контракта — функциональные и технические характеристики, параметры, потребительские свойства, требования к качеству, к безопасности товара, результата работ, оказания услуг — существенное условие;
  • показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, результата работ, услуг потребностям заказчика;
  • требования о предоставлении гарантий, их сроках и объемах;
  • требования об условиях эксплуатации и расходах на эксплуатацию;
  • требование об обязательном монтаже и наладке;
  • требование об обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание объекта закупки;
  • место, условия, сроки (периоды) и этапы поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • иные дополнительные условия.

Изменение условий контракта в соответствии с 44-ФЗ

Заключение контракта и его исполнение — главная цель проведения любых торгов: аукционов, конкурсов, запросов котировок и других. Многие поставщики/подрядчики/исполнители считают, что этот документ незыблем и не может изменяться в течение всего его действия. На самом деле это не так. Законом предусмотрено довольно много исключений.

Изменение контракта до его заключения

До тех пор, пока контракт не подписан обеими сторонами, он считается проектом. Изменять этот документ можно на этапе подачи заявок, в соответствии с правилами внесения изменений в извещение и документацию (проект контракта является составной частью документации или извещения).

После того, как подача заявок закончена и до момента подписания контракта обеими сторонами изменять его условия категорически запрещается. Он лишь дополняется там, где это нужно, данными победителя и сведениями о поставляемом товаре/оказываемой услуге/выполняемых работах.

Изменение условий контракта после его заключения

В первую очередь стоит отметить, что все условия контракта делятся законом на существенные и несущественные. Только классификации или определений, какие их них куда относятся, нет. Единственное, чем можно руководствоваться в этом случае — статья 432 Гражданского кодекса РФ. Если следовать тому, что в ней написано, то существенным можно считать все, что должно быть включено в контракт в обязательном порядке, то есть информация, предусмотренная статьей 34 Федерального закона №44.

Что касается изменения несущественных условий контракта — закон не накладывает на них никаких ограничений. Они могут быть переиначены по согласованию заказчика и победителя закупки.

Случаи, в которых могут быть изменены существенные условия контракта, определены частями 1, 1.1 статьи 95 Федерального закона №44. Что касается части 1.1, сразу же стоит отметить что она временная и действует исключительно в течение 2015 и 2021 годов. Согласно ей можно изменять следующие пункты контракта:

  • срок исполнения контракта;
  • цена контракта;
  • цену, установленную за единицу товара/работы/услуги, если она предусмотрена контрактом;
  • количество поставляемого товара, объемы выполняемых по контракту работ или оказываемых услуг.

Порядок изменений предусмотрен Постановлением Правительства №198 от 06.03.2015 (в пользовательской среде его часто называют Правила 198).

Что касается части 1, то она предусматривает возможность изменений цены контракта в определенных случаях:

  • изменение цены, если поставщик/подрядчик/исполнитель по каким-либо причинам решил ее снизить;
  • увеличение или уменьшение объема поставляемой продукции/оказываемых услуг/выполняемых набор не более, чем на 10%. Цена в этом случае изменяется пропорционально;
  • изменение цен длительных контрактов (на срок не менее трех лет на федеральном или субъектовом уровне и на срок не менее одного года на муниципальном) в случае если они превышают предельные нормы, установленные Правительством;
  • изменение цены после принятия новых тарифов на государственном или региональном уровне;
  • если доведенные заказчику лимиты уменьшены;
  • если контакт заключен с иностранный организацией на оказание услуг на лечение граждан РФ и неожиданно объем услуг меняется.

Что нужно учитывать при изменении условий контракта

Решив изменить условия контракта, в первую очередь нужно учитывать, что такая возможность должна быть предусмотрена документацией и самим контрактом. Если такого пункта изначально включено не было, то изменять существенных условий нельзя. Исключение — изменения на Правительственном или региональном уровне, например, касающиеся тарифов, которые влекут за собой необходимость внесения изменений в контракт.

Также нужно учитывать, что все изменения возможны только по согласованию сторон и оформляются соответствующим дополнительным соглашением, которое подписывается заказчиком и поставщиком/подрядчиком/исполнителем. Односторонние действия при изменении контракта недопустимы.

В случае, если эти моменты нарушаются заказчиком, поставщик/подрядчик/исполнитель вправе отстаивать свои права в Арбитражном суде.

3.8333333333333 Рейтинг 3.83 (12 Голосов)

Существенные условия отдельных видов договоров

Все изложенное можно свести в следующую таблицу:

Вид договора Существенные условия
Купли-продажи Предмет (наименование, количество товара — п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК)
Купли-продажи недвижимости Предмет (наименование, количество, точные данные, позволяющие определенно установить , подлежащее передаче по договору, в том числе данные о его расположении на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (ст. 554 ГК).
Цена каждого объекта
При продаже жилого помещения – перечень лиц, имеющих право пользования этим помещением после его приобретения покупателем. При этом необходимо указать, на каких именно правах указанные лица пользуются жилыми помещениями.
Поставки Предмет (наименование, количество товара — п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК)
Мены Предмет (наименование, количество — п. 2 ст. 567, п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК)
Предмет (вещь, передаваемая дарителем одаряемому в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождение одаряемого от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом — п. 1 ст. 572 ГК
Аренды Предмет (наименование, количество арендуемого имущества)
Аренды недвижимости Предмет (данные, позволяющие определить передаваемое в аренду — п. 3 ст. 607 ГК) Размер арендной платы за каждый объект (п. 1 ст. 654 ГК, п. 4 ст. 22, п. 3 ст. 65 ЗК)
Финансовой аренды (лизинга)

Данные, позволяющие определить передаваемое по договору имущество (п. 3 ст. 15 Закона “О финансовой аренде (лизинге)”, п. 3 ст. 607 ГК); Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей (п. п. 4 и 5 ст. 15, п. 2 ст. 28 Закона “О финансовой аренде (лизинге)”).

Возмездного оказания услуг Конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ)
Подряда Предмет (вид выполняемой работы — п. 1 ст. 702 ГК);
Начальный и конечный сроки выполнения работ — п. 1 ст. 708 ГК
Перевозки Предмет (действия по перевозке груза в пункт назначения)
Транспортной экспедиции Предмет (услуги, связанные с перевозкой груза)
Займа Предмет (денежная сумма займа (п. 1 ст. 807 ГК), имущество)
Кредита Предмет (денежная сумма)
Факторинга Предмет (уступаемое денежное требование)
Банковского вклада Предмет (денежная сумма)
Банковского счета Предмет (условия предоставления счета)
Хранения Предмет (наименование, количество товара, передаваемого на хранение)
Страхования Объект страхования (имущество либо имущественный интерес)
Страховой случай
Размер страховой суммы
Срок действия договора
Поручения Предмет (юридические действия)
Комиссии Предмет (совершаемые комиссионером сделки)
Агентский Предмет (юридические и иные действия) Характер полномочий агента (от имени и за счет принципала либо от своего имени и за счет принципала)
Коммерческой концессии Состав имущества, передаваемого в доверительное управление
Наименование учредителя управления или выгодоприобретателя
Размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором
Срок действия договора
Залога Предмет залога (наименование, количество) и его оценка
Существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом
Указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество
Ипотеки Предмет ипотеки (наименование, местонахождение, описание) и его оценка
Существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой
Право, предмет ипотеки, принадлежит залогодателю
Наименование органа, зарегистрировавшего это право
Поручительства Указание на обеспечиваемое обязательство
Простого товарищества Предмет (совместная деятельность товарищей)

Статья написана и размещена 4 ноября 2012 года. Дополнена —

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг. При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания. Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал. В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС. Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта. В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

Возможно ли условия изменить

Для внесения изменений в государственный контракт такая возможность должна быть предусмотрена текстом такого договора. Также сторонам следует позаботиться о правильном документальном оформлении изменений через подписание дополнительного соглашения.

Условия госконтракта при его подписании изменить нельзя. Подписываемый договор должен быть полностью соответствовать тому, который содержался в закупочной документации. Вносить изменения допускается только в случае, если торги еще не начались. Главное, чтобы заказчик придерживался установленных сроков и разместил сведения об изменениях в ЕИС.

Если стороны пришли к соглашению, то вносить в госконтракт изменения допускается только после того, как контракт был подписан.

ДОПОЛНЕНИЕ К МАТЕРИАЛУ:

«114 . Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение в соглашения (дополнительные соглашения к ранее заключенным соглашениям) о предоставлении субсидий, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 781 и статьей 782 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений о включении указанными учреждениями в заключаемые ими в 2021 году контракты о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, подлежащих оплате полностью или частично за счет указанных субсидий, условий об оплате обязательств по таким контрактам в соответствии с положениями, установленными пунктами 111 и 112 настоящего постановления для получателя средств федерального бюджета».

Таким образом, установление предельных сроков оплаты по контрактам для федеральных и бюджетных учреждений является обязательным при соблюдении двух условий:

1. Речь должна идти о субсидиях на иные цели либо на осуществление капитальных вложений, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 781 и статьей 782 Бюджетного кодекса РФ.

2. Учредителем федерального бюджетного или автономного учреждения должны быть заключены дополнительные соглашения к ранее заключённым соглашениям о предоставлении таких субсидий.

Что касается утверждения читателей, что действие пункта 115 постановления Правительства РФ от  9 декабря 2020 г. № 2050 (в ред. Постановления № 667) якобы не распространяется на федеральные бюджетные учреждения, то автор не может придерживаться столь категоричной позиции в связи со следующим.

Действительно, с точки зрения терминологии  Бюджетного кодекса РФ (см. абзац 38 статьи 6) бюджетные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств.

Однако, помимо Бюджетного кодекса РФ в России действуют и другие федеральные законы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в том числе не менее известный, чем Бюджетный кодекс РФ Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»  (далее — Закон № 83).

В указанном  Законе № 83-ФЗ (например, статья 33 и другая) несколько десятков раз указывается, в том числе и в отношении федеральных бюджетных учреждений о том, что они являются получателями бюджетных средств.

Поэтому до получения каких-либо разъяснений от самого Минфина России и Казначейства России о том, в каком значении использовался термин «подведомственные получатели средств федерального бюджета»  при подготовке Постановления № 667 (в значении, установленном Законом № 83-ФЗ или Бюджетным кодексом РФ), федеральным бюджетным учреждениям, по мнению автора, целесообразно включать положение об «электронном актировании» в проект контракта.

Более того, даже, если Минфин России или Казначейство России дадут разъяснения о том, что в пункте 115 постановления Правительства РФ от  9 декабря 2020 г. № 2050 (в ред. Постановления № 667) термин «подведомственный получатель средств федерального бюджета» используется в значении, определённом абзаце 38 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, то, по мнению автора, федеральным бюджетным учреждениям всё равно целесообразно включать в проекты контрактов условие о возможности  оформления документов о приёмке в электронной форме (посредством функционала ЕИС):

— это гораздо проще, чем объяснять особенности терминологии, используемой в  Бюджетном кодексе РФ или Законе № 83-ФЗ, ряду сотрудников органов прокуратуры РФ и контрольных органов, осуществляющих проверку заказчика (пояснение: они (проверяющие) могут элементарно не понять  объяснения учреждения по поводу указанной терминологии,  руководствуясь своей собственной логикой: «Деньги из федерального бюджета получаете, Ваше министерство входит в перечень ГРБС, обязанных применять «электронное актирование»,  почему тогда не устанавливаете обязательные условия контрактов для получателей средств федерального бюджета?»).

Надеемся, что данный материал будет полезен для заказчиков федерального уровня, на которых распространяется действие постановления Правительства РФ от 28.04.2021 № 667.

Скачать:

 юрист-практик, эксперт в сфере закупок 

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени. Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector