Изменение контракта по 44-фз

Содержание:

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ

Ни гражданское законодательство, ни 44-ФЗ не дают определения несущественных условий. Однако, опираясь на гл.28 ГК РФ, можно сказать, что несущественные условия — это положения договора, которые не являются существенными для данной сделки и не требуют согласия каждой из сторон. Изменение несущественных условий по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения обязательств.

Что можно изменить в договоре, не меняя ключевые положения?

  1. Платежные реквизиты. В ходе работ стороны вправе корректировать расчетные и корреспондентские счета, менять банк для перечисления денег.
  2. Местонахождение компаний. Адрес, контактные данные (телефон, электронная почта) можно менять, не уведомляя другую сторону.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в названии организации, в ФИО сторон, ошибочные расчеты в спецификации, не совпадающие с суммой договора.

Для разных этапов закупки (заключение и исполнение) характерны свои особенности внесения изменений.

7.1 Как изменить контракт на этапе заключения?

Исполнитель готовит и отправляет заказчику протокол разногласий с указанием намерения изменить несущественные условия и причины такого решения. Например, в связи со сменой фактического адреса компании просит раздел «Реквизиты» смотреть в новой редакции. При проведении электронной закупки протокол направляется с помощью функционала ЭТП.

Если заказчику требуется корректировка несущественных положений, то функциональные возможности ЭТП позволяют отозвать контракт на доработку и повторно отправить участнику измененный вариант.

Протокол разногласий или доработанный договор изучаются на предмет того, существенные исправления или нет.

В случае изменения несущественных условий контракт подписывается. Если исполнитель отправлял протокол разногласий, то заказчик изменяет контракт и измененный вариант повторно направляет победителю на подпись.

Изменять контракт из-за технической ошибки 44-ФЗ разрешается, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в первоначальной версии. Коррективы в договор вносятся только после его размещения в ЕИС.

При этом если ошибка несущественная, то сторонам логично будет проигнорировать ее и подписать контракт. Если же ошибка существенно отразится на результате обязательств и может повлечь штрафы, то сторонам следует подготовить протокол разногласий и исправить ее.

Например, изменение условий в спецификации на этапе заключения договора (техническая ошибка при расчетах и др.) осуществляется после внесения договора в реестр контрактов. После выявления ошибки и регистрации в ЕИС сведений о договоре стороны составляют допсоглашение, которым вносят правки в договорные условия на стадии заключения обязательств.

7.2 Как изменить контракт на этапе исполнения?

Законодательство разрешает корректировать несущественные условия по взаимной договоренности сторон еще на этапе исполнения. Схема действий такая же, как была описана выше, повторяются этапы уведомления и анализа предложений по внесению изменений, а третьим шагом является подготовка допсоглашения с указанием всех нужных критериев.

От заказчика потребуется потом отразить все внесенные изменения в ЕИС, разместив акт корректировки.

Образец дополнительного соглашения:

Как найти нарушения в проекте контракта

Внимательно изучите раздел, который определяет срок оплаты по контракту по 44-ФЗ. По общему правилу срок оплаты заказчиком выполненных обязательств не может превышать 30 дней с даты подписания документов о приемке. В закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства предельный срок оплаты — не больше 15 рабочих дней.

Что же касается подзаконных нормативных актов, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

Анализ практики Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и проведенных закупок показывает, что чаще всего встречаются такие недопустимые нарушения:

  • пробелы в положениях, например: «Расчет выполненных работ будет произведен в течение ___ дней»;
  • порядок и сроки перевода денег поставщику под условием, например: «Товар будет оплачиваться по мере поступления денежных средств на счет заказчика, до 31.12.2018»;
  • не определены порядок получения вознаграждения и когда возвращается оплата обеспечения исполнения контракта. Например, организатор торгов не установил условия, при которых обязательства поставщика считаются исполненными надлежащим образом;
  • превышен максимальный срок перечисления денег при наличии преимуществ и ограничений для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО): с мая 2017 года он не должен быть больше 15 рабочих дней (на основании Федерального закона от 01.05.2017 № 83-ФЗ).

ВАЖНО!

Началом отсчета срока оплаты по договору по 44-ФЗ станет дата подписания исполнительных документов (акт приема-передачи, акт об оказании услуг и др). Однако это не значит, что деньги вы получите только через месяц. Зачастую инициатор закупки устанавливает более короткие промежутки времени для выплат, а иногда перечисляет вознаграждение сразу после подписания закрывающих документов.

Сроки возврата

Согласно п. 27 ст. 34 44-ФЗ, сроки возврата обеспечения по контракту определяются заказчиком по своему усмотрению и должны быть прописаны в тексте договора (эта информация также является неотъемлемой частью закупочной документации по аукциону или конкурсу, а также содержится в проекте контракта). То есть конкретные временные рамки по возврату денежных средств исполнителю в законе о контрактной системе отсутствуют.

Например, условиями контракта может быть предусмотрен возврат в течение 30 дней после исполнения поставщиком всех обязательств и получения заказчиком официального письменного требования от поставщика.

Стандартной является практика, когда обеспечение возвращается после того, как подрядчик или исполнитель выполнили свои обязательства по государственному контракту.

Контракт считается исполненным, когда сторонами были подписаны финальные документы (именно с даты их подписания начинают отсчитываться сроки для возврата денег):

  1. Акт выполненных работ.
  2. Акт оказанных услуг.
  3. Товарная накладная.

В течение определенного временного периода после подписания данных документов заказчику нужно вернуть обеспечение по госконтракту. За поставщиком или подрядчиком сохраняются гарантийные обязательства, но они не подлежат денежному обеспечению. Заказчик не вправе удерживать у себя средства в течение установленного гарантийного периода.

Также в п. 7 ст. 96 ФЗ-44 прописано право исполнителя на уменьшение обеспечения по госконтракту еще в период его исполнения пропорционально объему выполненных обязательств на момент обращения за возвратом. Это значит, что определенную часть денежного обеспечения подрядчик может вернуть еще до подписания итоговых документов.

На практике возникают такие ситуации, когда исполнителем были перечислены средства в адрес заказчика в качестве обеспечения, но сам госконтракт по причинам, которые не зависели от него, так и не был подписан в течение 30 дней. В этом случае заказчик обязан вернуть исполнителю внесенное обеспечение в течение 5 рабочих дней после истечения сроков для подписания договора.

Возможно ли продление срока

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.

Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения

Условия продления срока контрактов в 2020 году

Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:

  • письменное обоснование переноса сроков контракта;
  • решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
  • документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.

Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.

Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:

  • товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
  • услуги по энергоснабжению и т. п.

В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.

Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.

Исполнение контракта за пределами установленных сроков

В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.

Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.

Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

  1. Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
  2. Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
  3. Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
  4. Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
  5. Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
  6. Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
  7. Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.

Новые правила о продлении сроков исполнения контрактов на строительство с июля 2019 года

С 01 июля 2019 года начали действовать изменения, внесенные в статью 95 Закона о контрактной системе. Поправки были разработаны во исполнение пункта 6 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 14 марта 2018 года № ДК-П9-47пр.

В Правительстве РФ указали на необходимость установления основания для изменения сроков исполнения контракта в случае обстоятельств непреодолимой силы.

Проанализировав действующее на тот момент законодательство, чиновники пришли к выводу, что  по действующему на момент принятия решения Закону о контрактной системе независящие от сторон обстоятельства не являются прямым основанием для изменения условий контрактов, в частности сроков. Такое изменение должно быть обосновано именно невозможностью исполнения указанного контракта и оформлено соответствующим решением органа исполнительной власти. Обстоятельства непреодолимой силы также не являются основанием для изменения условий контракта.

Такое ограничение действовало во исполнение принципа обеспечения конкуренции. Но чиновники посчитали, что не менее важным является и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. А ситуации, когда дополнительные работы, необходимость в проведении которых возникла по объективным обстоятельствам, требуют проведение конкурсных процедур, делают невозможным завершение работ в законные и разумные сроки. Что в свою очередь, противоречит принципу эффективности.

В соответствии с новым законом продлить сроки исполнения контракта на строительные работы возможно в 2 случаях и при наличии следующих обстоятельств.

Пункт 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе

Виды работ Срок контракта Цена контракта Условия заключения дополнительного соглашения Срок продления и цена контракта
строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального ремонта, сохранение объектов культурного наследия не менее 1 года ровно 100 млн. рублей или более

(Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186)

·                    контракт невозможно исполнить в установленные сроки по независящим от сторон обстоятельствам (сюда же относится – изменение проектной документации);

·                    от Правительства РФ, региональных властей или местной администрации получено письменное решение

цена контракта и срок его исполнения не должны увеличиться более чем на 30%

*В увеличенный срок исполнения контракта не включается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации в случае внесения в неё изменений

Пункт 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе

Виды работ Срок и цена контракта Условия заключения дополнительного соглашения Срок продления
строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального ремонта, сохранение объектов культурного наследия не имеет значения контракт невозможно исполнить в установленные сроки:

·                    по независящим от сторон обстоятельствам (сюда же относится – изменение проектной документации);

·                    ИЛИ по вине подрядчика.

При внесении изменений в контракт по сроку необходимо будет соблюсти следующие формальности:

1.                  изменить срок возврата обеспечения в виде денежных средств, если обеспечение было предоставлено в таком виде.

2.                  оплатить неустойку, если вина в нарушении сроков лежит на подрядчике

срок исполнения контракта можно увеличить однократно  — на срок контракта, который был предусмотрен изначально

Таким образом, для длительных и «дорогих» контрактов на строительство изменение сроков возможно только при наличии решения чиновников. По остальным контрактам на строительные работы для изменения сроков такого решения не требуется, и заключение дополнительного соглашения возможно даже при наличии вины подрядчика.

Обратите внимание, для увеличения сроков по строительным контрактам необходимо обязательно заключить дополнительное соглашение к контракту и внести изменения в ЕИС. Ни устные договоренности, ни переписка с заказчиком не могут являться доказательством продления сроков

Также стоит отметить, что законом допускается изменение объемов и видов работ в подобных контрактов (подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе). Для их корректировки должны быть соблюдены следующие условия:

  • возможность изменения существенных условий контракта должна быть предусмотрена в документации о закупке и в контракте;
  • изменение цены контракта не должно превышать 10% от первоначальной цены контракта.

Экспертиза

Заказчик имеет право производить экспертизу в отношении результатов исполнения контракта. Если по результатам экспертизы окажется, что ТРУ не соответствуют условиям контракта, заказчик может отказаться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке.

Закон не предусматривает, каким образом должна проводиться проверка в конкретном случае.

Предполагается, что экспертиза может быть как сплошной, то есть касаться всего объёма поставки, так и выборочной, то есть результаты проверки части товара будут распространяться на всю партию. А также проверяется не только само качество, но и при необходимости — комплектность, соответствие ГОСТам, ТУ, регламентам.

Проверяется в том числе и подлинность предоставляемых поставщиком сопутствующих документов.

Некоторые предметы поставок могут быть корректно оценены только после их окончательной реализации (например, топливо). В таком случае эксперт имеет право опираться на отзывы потребителей.

Несущественные условия 44 фз – Законники

Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. 23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. 24.

Черданцева Татьяна 24 октября 2017 В процессе исполнения госконтракта, как у заказчика, так и поставщика могут возникнуть обстоятельства, требующие корректировки параметров договора.

44- ФЗ четко определяет правила изменения существенных условий.

Что считать несущественными условиями Ни закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не дает определение несущественных условий.

Отталкиваясь от норм ГК РФ (глава 28) можно дать следующее определение — это параметры госконтракта, которые не являются существенными для данного вида сделки и не требуют согласие каждой из сторон.

Другими словами, изменение несущественных условий контракта по 44 ФЗ не влияет на результат исполнения договора.

Статья 95. изменение, расторжение контракта

Псковское УФАС РоссииУважаемые заказчики, вы помните, как наше управление штрафовало Вас за то, что на пени, штрафы в контрактах вы ссылались только на Постановление Правительства и искренне не понимали за что мы вас штрафуем.

Вот Вам ответ:В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.К данному выводу пришел суд кассационной инстанции, отказав заказчику во взыскании штрафа с исполнителя, который нарушил условия контракта.

Согласно заключенному контракту стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий.

Увеличили количество оснований для закупок у единственного поставщика

Что изменилось Суть изменений для закупок в условиях коронавируса по 44-ФЗ
Новые способы закупок у единственного поставщика

Неконкурентным способом проводятся госзакупки, если:

  • их определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • конкретный тендер определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают для федеральных нужд у едпоставщика, который определен поручением председателя правительства для исполнения решений Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают за счет средств резервных фондов правительства, высших исполнительных органов субъектов
Новые правила исчисления сроков

В период нерабочих дней, которые установлены президентом, при исчислении сроков необходимо использовать правила, которые применялись при закупках до 30.04.2020. Это значит, что в расчетах, помимо субботы и воскресенья, не следует учитывать нерабочие праздничные дни

Как изменить ставку НДС в контракте?

Ставка НДС увеличилась с 18% до 20% с 01.01.2019 г. В связи с этим в 44-ФЗ появилось еще одно основание для изменения существенных условий. Корректировка условий проекта контракта по 44-ФЗ из-за изменения ставки НДС происходит на основании ч.54 ст.112 44-ФЗ.

До 01.10.2019 г. по взаимному согласию сумма договора в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:

  • контракт был подписан до 01.01.2019 г.;
  • положениями договора (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2019 г. ставка НДС;
  • приемка и оплата ТРУ осуществляется после 01.01.2019 г.

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ

1.1. Общие правила возможного изменения условий договора

Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ. И именно на изменение обстоятельств пытаются ссылаться попавшие в рассматриваемую ситуацию исполнители, подавая в суд заявление о понуждении к изменению условий государственного или муниципального контракта в части сроков выполнения работ и оказания услуг.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Однако, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). А судебная практика в подавляющем большинстве случаев делает вывод о недопустимости по общему правилу изменения существенных условий государственного или муниципального контракта

, к которым относится, в том числе, срок выполнения работ или оказания услуг. К тому же, для действия ст. 451 ГК РФчаще всего не исполняется условие о том, что исполнитель не мог заранее, до подписания контракта, предвидеть необходимость большего срока на исполнение обозначенных в контракте работ или услуг при должной степени заботливости и осмотрительности .

1.2. Основания к изменению в связи с уменьшением финансирования

Согласно пункту 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении

соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядкесредств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ или услуг, определенных контрактом, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ и оказания услуг. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом

. При этом «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2020 г., подтверждает, что, если не выполняются условия об изменении объема соответствующего финансирования,стороны не могут дополнительным соглашением к контракту изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте .

Так как приведенные формулировки отсылают нас к специальному законодательству о закупках, либо к контракту, рассмотрим возможные основания к изменению сроков, вытекающие из них.

Ответственность

В случае расторжения контракта по вине поставщика, он вносится в реестр недобросовестных поставщиков. Также заказчик имеет право взыскать с него неустойку и подать в суд на возмещение ущерба, причинённого ненадлежащим исполнением обязательств.

Причём взыскать неустойку заказчик может и в случае расторжения договора по соглашению сторон, если в соглашении не было прописано, что обязательства сторон в части несения ответственности также прекращаются. Впрочем, это можно отнести и к поставщику.

Решение данных вопросов производится в порядке арбитражного судопроизводства. Также для привлечения к ответственности можно обратиться в ФАС для применения к виновному соответствующих взысканий.

Что со сроками

При наступлении описанных выше обстоятельств сроки поставки по контракту изменяться не будут. То есть в установленный контрактом срок исполнитель должен поставить весь объем товара, включая дополнительную часть, о которой он договорился с заказчиком.

То же самое касается и сроков оплаты — несмотря на увеличение объема закупки и ее стоимости, оплата должна быть произведена в оговоренные сроки. Максимальный предел установлен в части 13.1 статьи 34 закона 44-ФЗ. В общем случае оплата должна быть произведена не позднее 30 дней, а если исполнитель является СМП или СОНО — не позднее 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке.

Нужно понимать, что любое изменение сроков оплаты возможно только в сторону их уменьшения. То есть закон не запрещает заказчику произвести оплату раньше установленных выше сроков.

Также отметим, что Минфин в своем письме от 26 октября 2017 года № 24-03-08/70438 указал следующее: в документации закупки и в контракте не может содержаться условий о какой-либо отсрочке или рассрочке для заказчика. Кроме того, запрещено заключать дополнительные соглашения к контракту, в которых вводится увеличенный срок оплаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector