Как происходит формирование нового земельного участка, зачем это нужно

Особенности представления данных ГКН о многоконтурных наделах земли

Сведения, содержащиеся в ГКН, могут быть предоставлены любым лицам по запросу. Они могут быть подготовлены в одном из следующих видов:

  • Копии официального документа, на основании которого внесены данные в ГКН.
  • Кадастровой выписки. В ней содержатся данные о недвижимости. Если объект, о котором запрашиваются сведения, уже не существует, то в этом документе должна содержаться информация о прекращении существования.
  • Кадастрового паспорта. Это – выписка из ГКН, в которой имеются данные, требуемые для того, чтобы была осуществлена государственная регистрация земельного участка на то или иное лицо, либо сделка с данным наделом.
  • Кадастрового плана. Это тематический план соответствующего квартала или иной территории, указанной в запросе, но в рамках квартала, составленного на картографической базе, и в котором воспроизведена необходимая информация.
  • Кадастровой справки. Это свод соответствующих данных о недвижимости, находящейся на территории, указанной в запросе.

Данные, указанные в ГКН, в основном предоставляются в течение десять дней с момента получения запроса. Однако для предоставления кадастровых планов или справок специалистам дается максимальный срок на подготовку, который составляет пятнадцать дней или тридцать дней со дня получения запроса.

Если запрашиваемые данные не могут предоставляться по закону или отсутствуют, заявителю высылается обоснованное решение в течение пяти рабочих дней.

Если в отношении многоконтурного земельного участка оформляется кадастровый паспорт или выписка, то необходимо указать число контуров границ соответствующего надела, а также перечень учетных номеров и площадь каждого из них. Если требуется дополнительная информация, которая содержится в Государственном кадастре недвижимости, то и она может быть предоставлена.

Бывают случаи, когда перечень учетных номеров не помещается в соответствующем разделе. Тогда можно оформить его на другом листе, где список выполняется в виде таблицы с указанием площади земельного надела и возможных примечаний. Этот лист должен быть подписан уполномоченным лицом и иметь печать органа, выдающего документ.

Когда оформляется кадастровый паспорт или соответствующая выписка многоконтурного надела земли, отображается план этого надела в таком масштабе, чтобы была обеспечена читаемость надписей на изображении. Если на одном листе разместить целый участок не получилось, то это делается на нескольких листах, в т. ч. с использованием врезок.

Объем необходимых данных, предоставляемых ГКН, может быть указан заявителем в соответствующем запросе. Если данные необходимы в отношении учтенных землепользований, то в предоставляемом документе участок называют «единым землепользованием».

Наделы, в отношении которых кадастровый учет был выполнен до вступления в силу закона о ГКН (к примеру, земельные участки под ИЖС), называются «ранее учтенными». Данные о них должны содержать сведения, которые имеются в документах, выданных Государственным кадастром недвижимости. Но вне зависимости от того, требуются ли данные о многоконтурном наделе земли или ранее учтенных участках, сведения предоставляются в виде кадастрового паспорта или выписки в отношении недвижимости, право на которую возникает после проведения государственной регистрации. Однако эти же сведения в отношении участка, который входит в состав единого землепользования, не предоставляются.

Межевой план

После выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка, кадастровый инженер обеспечивает подготовку межевого плана, который передается заказчику кадастровых работ.

Общие положения о межевании земельного участка и составлении межевого плана установлены Федеральным законом Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости».

Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении определенных земельных участков устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Если в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в необходимых случаях сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Размер земельного участка характеризуется его площадью.

Площадью земельного участка, определенной с учетом требований, установленных в соответствии в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

На основе существующих

Когда происходит образование новых наделов за счет уже существующих, то после проведения регистрации образованных – первичные прекращают свое существование. Если применяется метод раздела:

  • образовывается несколько наделов, которые имеют меньшую площадь, чем начальный;
  • право собственности передается лицу, владеющему исходным наделом;
  • если владельцев несколько, то все получают право на землю в равной степени, при условии, что иной порядок распределения не указывается в принятом ими соглашении;
  • для производства такой процедуры требуется получить согласие от собственника земли и лица, использующего надел на правах аренды;

  • лицо, заключившее договор аренды, обладает преимущественным правом на заключение аналогичного соглашения в отношении новообразованных наделов;
  • когда стороны пришли к согласию, то арендные условия могут остаться прежними с внесением требующихся изменений согласно раздела;
  • если основой раздела становится процесс межевания, то субъектом выступает лицо, заключившее договор, дающий право на освоение территории.

Процесс объединения в отношении участков может проводиться при условии, что они имеют общие границы. Рассматриваемая процедура влечет изменения:

  • из нескольких наделов образуется один;
  • лица с правами владения в отношении исходных – получают правомочия на новый;
  • правомочие владения приобретает характер совместного.

Далее рассматривается процедура выдела. Ее отличием от разделения считается то, то в последнем случае исходный надел прекращает свое существование. При выделении существование «исходника» продолжается, однако вносятся некоторые коррективы в его контуры.

Выделить могут одну или несколько частей. Если лицо, обладающее правом собственности, потребовало проведения данной процедуры, то правомочие относительно исходного прекращается, так как он становится собственником образовавшегося участка.

Особенными чертами перераспределения является:

  • данную процедуру можно провести только для участков, которые смежные между собой;
  • за счет него изменяются границы и площадь нескольких наделов;
  • права собственности одного человека сохраняются на все участки;
  • если владельцев несколько – правомочия делятся согласно соглашению.

Согласие на образование новых объектов недвижимости

Оно необходимо в некоторых случаях. Имеет письменную форму. Составляется от имени собственников. Его могут выдавать разные лица: арендаторы, залогодержатели, землепользователи. Если участок находится в собственности местных или региональных органов власти, то их одобрение не является обязательным в силу закона.

Решение суда – основание к разделу. И согласия участников правоотношения не требуется.

Раздел

Существующий участок при разделе не используется в качестве юридической единицы. Вместо него возникают 2 или более новых. Алгоритм разделения зависит от инициативы сторон, категории объекта недвижимости, ее площади и других параметров. В этом процессе новые участки приобретают аналогичный ВРИ и целевое назначение. Исключения могут быть установлены только положениями законов.

Образованным заново объектам присваивается кадастровый номер, так как старый земельный надел теряет прежний идентификатор. И сведения о нем изымаются из ЕГРН.

Некоторые объекты неделимы. Информация об этом содержится в градостроительном плане. Участок не может быть разделен без изменения его назначения.   

Объединение

Новый участок создается при соединении нескольких смежных. При этом его самостоятельное существование заканчивается. В случае объединения объектов, принадлежащих разным людям или организациям, у них возникает право общей собственности (долевой). Объект, образованный по итогам объединения, ставится на кадастровый учет.

Перераспределение

Этот процесс включает в себя образование 2 или более новых участков. Старые наделы более не существуют. Правомочия собственности на вновь созданные угодья возникают по договоренности между сторонами – владельцев бывших наделов.

При распределении: ВРИ и целевое назначение участка сохраняют целевое назначение.

Выдел

Если надел находится в режиме общей долевой собственности, то процедура выдела разрешена законом. При ней образуется несколько новых участков. Исходная земля не прекращает правовое существование. Но ее границы меняются. Собственником нового надела выступает лицо, которое подало заявление на процедуру. Режим общей долевой собственности прекращается.

Традиционно, к процедуре прибегают в случаях, когда дольщики спорят между собой на предмет использования общего участка. И при отсутствии договоренности между ними, несогласия с выделом, заявитель может потребовать проведения процедуры на основании решения судебного органа. Но участок может быть неделимым. Ситуация возникает, если выдел доли в натуре невозможен. В этой ситуации, заявитель вправе потребовать компенсационной выплаты стоимости доли. И платить обязаны остальные сособственники.

Операции с землями, имеющими сельхозназначение, имеют особенности. Решение о выделе принимается на общем собрании. На нем собираются участники долевой собственности. Заявитель в случае принятия положительного решения обязан обратиться к кадастровому инженеру. У нового участка появляются границы в соответствии с проектом межевания.

Выделяемая заявителю доля имеет площадь в соответствии с документами на участок. Размер вновь образованного надела будет меньше или больше нормативной площади. Все зависит от физических свойств и других параметров объекта. Спорные вопросы, касающиеся метража выделенного надела, решаются дольщиками исходного участка. Если решение не принимается, то заявитель вправе обратиться за помощью к суду.

Земли государственной или муниципальной собственности не выделяются, так как у исходных участков отсутствует режим, относящийся к общему долевому. Образование земельного надела из участков рассматриваемой формы собственности происходит путем формирования объекта при межевании и постановки его на учет в кадастре. 

Статья 11.3 ЗК РФ. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  1. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
    1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
    2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
    3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
    4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
    5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
  2. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
    1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
    2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
    2.1. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
    Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
  3. В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
  4. В указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:
    1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);
    2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).
  5. В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.

Кадастровые работы

Кадастровые работы проводятся для определения и уточнения расположения земель и их границ, а также для создания документации на эти участки. Все работы, проводимые кадастровой службой при образовании новых ЗУ, разделяются на две группы:

  • инженерно-технические мероприятия на местности;
  • юридическое оформление.

На основании геодезических работ на ЗУ составляются:

  • межевой план;
  • технический план;
  • акт обследования.

Первый этап обычно занимает всего несколько часов.

Обработка данных и оформление документации может продолжаться от нескольких недель до одного месяца. В это время подготавливается пакет документов для предоставления в органы кадастрового гос. учета. Итогом всех проведенных на территории работ является возможность формирования ЗУ, его оформление и проведение с ним сделок.

Заключение инженера

Межевой план ЗУ может содержать пункт «Заключение кадастрового инженера». Этот пункт является обязательным в случае:

  • выявления несоответствий реальных границ смежных ЗУ или населенных пунктов их кадастровым обозначениям;
  • уточнения действительных границ ЗУ;
  • необходимости добавочного обоснования проведенных кадастровых работ.

Текст заключения должен содержать:

  • связно изложенную информацию о выявленных несоответствиях;
  • рекомендации по их устранению.

Выводы кадастрового инженера являются важным пунктом документа на участок, так как могут быть использованы в суде в качестве доказательства, если возникнет спор о границах ЗУ.

Смотрите образец здесь.

Оформление документов на землю, начиная с момента формирования участка, следует проверять очень тщательно, чтобы в процессе эксплуатации участка не появились проблемы и не пришлось «замораживать» стройку или отдавать часть огорода соседу по даче.

Перераспределение участков земли

И наконец, разберем вопрос перераспределения участков земли. Данный способ формирования новых площадей является заключительным и менее распространенным на практике, чем иные указанные выше методы. Итак, в случае перераспределения нескольких участков земли смежного характера актуально образование ряда другие участков смежного типа

Важно отметить, что существование первых пространств в любом случае прекращается. Перераспределение тех площадок, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, между их владельцами (неважно, физические это лица или юридические) недопустимо

Исключение составляют следующие случаи:

  • Перераспределение участков земли в пределах застроенной территории. Как правило, в отношении данного пространства принято решение касательно его развития в соответствии с Градостроительным кодексом, действующим на территории Российской Федерации.
  • Формирование новых участков земли для размещения на них объектов, предназначенных для капитального строительства.

Необходимо дополнить, что порядок появления прав на сформированные земельные участки устанавливается гражданским законодательством (а именно главой пятой Земельного кодекса, законодательным актом «О введение в действие земельного кодекса» и законодательным актом «О дачной амнистии»). В зависимости от целевого характера предоставления земельных участков и разновидностей субъектов, которым они предоставлены, установлен соответствующий порядок. Так, выделяют следующие цели:

  • Строительство объектов жилого или нежилого типа (дома, офисные здания, помещения производственного назначения).
  • Цели, не относящиеся к строительству объектов жилого или нежилого типа.
  • Переоформление земельных прав, появившихся до введения Земельного кодекса в действие.

Среди причин возникновения прав на участки земли относительно юридических (организаций) и физических лиц важно выделить наличие актов государственных структур или структур местного самоуправления касательно предоставления участков земли, которые находятся в муниципальной или государственной собственности; договоров, связанных со сделками по земельным участкам; соответствующих судебных решений; документов, определенных законодательным актом «О дачной амнистии». Помимо этого возникновение названных прав может быть актуальным в порядке наследования на законодательной основе или по завещанию

Стоит знать, что перечисленная документация относится к правоустанавливающей.

Право на участок земли появляется, как правило, из целого ряда оснований. Так, после получения правоустанавливающих бумаг необходимо пройти кадастровый государственный учет и реализовать регистрацию соответствующего права. Необходимо знать, что право на владение участком земли возникает сразу же после его государственной регистрации. Свидетельство о данной регистрации – правоустанавливающая бумага.

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЗ НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Вопрос: Каков механизм формирования земельного участка из неразграниченной собственности для целей индивидуального жилищного строительства?

Ответ:

Механизм формирования земельного участка

Согласно действующему градостроительному законодательству и новому Классификатору видов разрешенного использования земельных участков малоэтажная жилая застройка является видом разрешенного использования, который предусмотрен для индивидуального жилищного строительства, а именно, размещения жилого дома (не более 3 этажей) с одной квартирой, который предназначен для постоянного проживания.

Стоит отметить, что устанавливаемый вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать проектируемой функциональной зоне генерального плана муниципального района, в границах которого расположен испрашиваемый участок.

В целях осуществления формирования земельного участка необходимо последовательное прохождение следующих этапов:

Этап 1.

Заключение договора подряда с кадастровым инженером на выполнение кадастровых работ.

В соответствие с действующим земельном законодательством, кадастровый инженер осуществляет кадастровые работы на основании заключенного договора подряда.

Этап 2.

В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок уже может являться предметом земельно-правовых отношений (например, в отношении участка имеется утвержденная схема расположения земельного участка или он зарезервирован для государственных целей), необходимо уведомить администрацию муниципального района о намерении сформировать земельный участок для дальнейшего предоставления в аренду либо в собственность.

Такое уведомление осуществляется посредством подачи заявления в свободной форме на имя главы администрации муниципального района, в котором должна содержаться просьба о рассмотрении варианта образования земельного участка для дальнейшего предоставления в собственность либо в аренду.

К указанному заявлению следует приложить ситуационный план земельного участка с обозначением расположения земельного участка и прилегающих территорий с указанием вида их разрешенного использования и описанием недвижимого имущества, расположенного или планируемого к возведению на таких прилегающих территориях (в случае наличия такой информации), а также учредительные документы юридического лица.

Ситуационный план подготавливает кадастровый инженер, с которым заключен договор подряда.

В результате данного обращения, орган местного самоуправления принимает решение относительно возможности формирования и дальнейшего предоставления участка под индивидуальное жилищное строительство.

Этап 3.

В отношении части территории, на которой расположен испрашиваемый участок, проект межевания границ земельного участка не утвержден, следовательно, необходимо подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Подготовку данной схемы осуществляет кадастровый инженер.

Схема расположения земельного участка согласуется с администрацией муниципального района, в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения –   2 года.

Этап 4.

Подготовка межевого плана земельного участка. Согласование границ земельного участка.

На основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровый инженер готовит межевой план образуемого земельного участка.

Границы земельного участка согласуются со смежными землепользователями.

Этап 5.

Кадастровый учет земельного участка.:

Постановка на кадастровый учет осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления.

Внесенные в ГКН сведения об образованном участке носят временный характер. Так, в течение 5 лет с момента постановки участка на кадастровый учет необходимо осуществить государственную регистрацию прав на него, иначе сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.

Более подробно о снижении кадастровой стоимости.

Результатом прохождения перечисленных этапов будет являться постановка земельного участка на кадастровый учет и возможность дальнейшего обращения Заказчика в администрацию муниципального района за предоставлением испрашиваемого участка в собственность либо в аренду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector