Как быть, если педагог оскорбляет ребенка и его родителей при всем классе?
Содержание:
- Педагог не имеет права оскорблять ученика
- В Москву, в Москву…
- Синдром учительского ребёнка, или как учителю избежать предвзятого отношения к своему ребёнку
- Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину
- За что можно пожаловаться на учителя?
- Как понять, предвзято относится преподаватель к ребенку или же он ставит оценки по знаниям?
- Как пережить буллинг со стороны одноклассников?
- Ответственность за буллинг
- Признаки учительского буллинга
- Причины жалобы на учителя
- Какие права имеет учитель в школе в 2019 году
- Грубое обращение с детьми
- Как защитить ребенка
- Жалоба на педагога в начальных классах
Педагог не имеет права оскорблять ученика
И это не только нравственная, но и законодательная норма.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться. И в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения.
А, может, оскорбления и не было?
Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства.
В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь. У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала. Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку. На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился. Инцидент исчерпан.
Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами. Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить. И безопасно ли ему в раздевалке». Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.
Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам.
В Москву, в Москву…
Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.
После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России.
Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган.
Ехать в столицу для того, чтобы подать жалобу, необязательно. Ее можно направить письменно как по обычной почте, так и в электронном виде.
Письменная жалоба направляется Почтой России или курьерскими или транспортными компаниями по адресу: 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2. Электронное письмо можно отправить по адресу: info@edu.gov.ru
Также на сайте Министерства просвещения есть специальный ресурс для сбора жалоб и обращений – .
Синдром учительского ребёнка, или как учителю избежать предвзятого отношения к своему ребёнку
А ведь психологические исследования показывают, что особенности детско-родительских отношений влияют на развитие интеллекта: эмоционально близких родитель общаясь с ребёнком, оказывает большее влияние. Склонность родитетелей к сотрудничеству, лидерство отца, уверенность в себе матери, любовь её к ребёнку и умеренное принятие ребёнка отцом — таково оптимальное сочетание факторов, способствующих интеллектуальному развитию детей. Излишняя критичность родителей негативно сказывается на интеллекте детей: критичность матери отрицательно влияет на их вербальный, а критичность отца – на невербальный интеллект. Кроме того, особенности контактов подростка с родителями определяют характер его контактов со сверстниками. Что же получается? Даже стиль общения с ребенком позволяет решать ту самую пресловутую проблему успеваемости!
В результате мама начинает постоянно опекать своё чадо: каждый шаг ребёнка старательно регламентируется и перепроверяется для «правильного воспитания». Взрослые принимают решения за детей, перестают сотрудничать с ними, удаляются друг от друга. Создаётся обстановка, в которой у ребёнка нет выбора, что приводит к внутренней зажатости или зреющему в душе протесту, который рано или поздно выльется наружу.
Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину
В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).
В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.
За что можно пожаловаться на учителя?
Жалобу на учителя рассмотрят и примут соответствующие меры, если человек имеет веское основание для обращения
Предъявить претензию можно в следующих ситуациях: Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России
- учитель препятствует развитию ребенка в школе;
- преподаватель использует методы воспитания, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетнего гражданина;
- интересы ребенка и его личность ущемляются;
- учитель унижает ученика;
- преподаватель не выполняет прямые обязанности;
- учитель включает в материал урока информацию, которая не предусмотрена школьной программой;
- применяются неправомерные методы воспитания;
- используются физические наказания;
- осуществляется сбор денежных средств, согласование которого не было осуществлено с руководством в школы.
Дополнительная информация Обратиться в компетентные органы можно и в случае, если педагог выставляет оценки не на основании знаний, а с учетом уровня старания, поведения на уроке и иных причин.
Как понять, предвзято относится преподаватель к ребенку или же он ставит оценки по знаниям?
Между объективностью и предвзятостью преподавателя очень тонкая грань. Чтобы понять, нужно вмешиваться в процесс обучения или нет, родители должны проанализировать отношение педагога к их сыну/дочке.
Для этого вам нужно поговорить с ребенком по поводу преподавателя:
- Попросить ребенка объяснить ситуацию со своей стороны. Пусть расскажет, как учитель относится к нему. Не обижает ли он его при всем классе. Объективно ли педагог, по мнению ребенка, ставит ему оценки.
- Позвонить родителям одноклассников ребенка. Попросить их поговорить со своими детьми. Узнать у них, действительно ли отношения ребенка и педагога такие, как рассказал ваш ребенок. Или же он преукрасил некоторые факты. И учитель относится к нему так же, как к другим ученикам.
- Узнайте у родителей одноклассников ребенка, есть ли проблема с конкретным педагогом у их детей. Спросите, ставит ли педагог плохие оценки и их чаду. Или же подобная проблема наблюдается только у вашего ребенка.
- Отправьтесь в школу к педагогу, с которым у вашего ребенка плохие отношения. Скажите, что пришли в учебное заведение для проверки оценок.
- Во время беседы проследите за поведением педагога. Посмотрите, добродушный ли он. Не ведет ли он себя странно.
- Спросите у преподавателя, как учится ваш ребенок. Не подрывает ли он дисциплину. И хорошо ли ведет себя на занятиях. Если у ребенка есть проблемы по предмету, то педагог, скорее всего, скажет об этом сразу. В процессе разговора вы поймете, относится ли учитель к вашему ребенку предвзято. Или же ставит ему объективные оценки.
Обратите внимание! Если у одноклассников ребенка аналогичные проблемы по конкретному предмету, то, скорее всего, учитель просто любит свою работу. И строго относится к изучению его предмета
Если же у преподавателя плохое отношение только к вашему ребенку, то проблема может действительно заключаться в предвзятом отношении.
Объясните ребенку, что если педагог его недолюбливает — это не страшно
Скажите чаду, что его преподаватель в школе — такой же человек, как и все остальные. То, что ему может не нравиться определенный ученик — это нормально. Поскольку каждый имеет право любить или не любить другого человека.
Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не обижался на своего педагога. И не думал, что если его не любит учитель, то он плохой или глупый. Это не так.
Объясните, что конфликты с учителями — это вполне нормально. Скажите, что каждый ученик проходил через плохие отношения с преподавателем. Даже вы.
Подготовьте ребенка к тому, что у него могут возникать конфликты с учителями в школе
Когда учителя ставят детям плохие оценки, это сильно бьет по их самооценке. Ребенок считает, что он глупый. И что он хуже, чем свои одноклассники.
Чтобы плохие взаимоотношения с преподавателем не ударили по самооценке ребенка, вам нужно провести с ним воспитательную работу. Помочь школьнику укрепить веру в себя. И морально подготовить к тому, что педагог может не любить его.
Для этого вам нужно проделать следующие действия:
- Показывайте ребенку свою любовь и поддержку. Помогайте ему справиться с проблемными ситуациями, которые могут возникать в процессе учебы. Например, с плохими оценками. Так ребенок сможет понять, что родители его любят. И что они поддержат его в любой ситуации. Даже если учитель будет говорить, что ребенок плохой.
- Объясните ребенку, что он — полноправный член общества. А значит преподаватель не имеет права его обижать. Оскорблять. И унижать. О любых случаях нарушения прав со стороны учителя ребенок должен сообщать вам. Чтобы вы имели возможность пресечь любые попытки преподавателя унизить чадо.
- Узнайте, хорошо ли ребенок ведет себя на уроках. Если он не слушает преподавателя и сам провоцирует конфликт, то встаньте на сторону учителя. Скажите ребенку, чтобы он начал вести себя более дисциплинировано. Объясните, что в противном случае преподаватель будет продолжать ставить ему плохие оценки. И ухудшит его успеваемость.
- Проинструктируйте ребенка по поводу того, как себя вести, если его обижает учитель.
- Продумайте, что будете делать, если преподаватель будет продолжать оскорблять и унижать ребенка. Вы можете применить самые разные меры воздействия. Начиная от прямого разговора с педагогом. И заканчивая беседой с директором. А также написанием жалобы в министерство образования.
С помощью этих действий вы сможете подготовить ребенка к потенциальным конфликтам, которые могут возникнуть с учителем. Они помогут вашему ребенку начать чувствовать себя более комфортно на уроках.
Как пережить буллинг со стороны одноклассников?
Говоря простыми словами, буллинг – это травля, психологическое и/или физическое давление, насилие над человеком. Буллинг делает подростков и детей неуверенными в себе, зажатыми, тревожными, может привести к серьезным психологическим травмам. С буллингом мы сталкиваемся часто, и не только в школе.
Основная причина травли – отличие человека от других
Неважно, что это – финансовое благосостояние, ум, оригинальность, слабость, недоверчивость, замкнутость. Внешность также часто является поводом для буллинга, особенно если человек любит выражаться через яркую одежду и волосы.
Если вы столкнулись с травлей любого характера со стороны сверстников, то вам нужно сделать следующее:
1. Расскажите учителю.
Учитель может не заметить напряжения в коллективе, тем более, что зачинщики буллинга часто бывают на хорошем счету у преподавателей и стараются делать это незаметно от взрослых. Учитель, которому вы доверяете или классный руководитель обязательно должен узнать о проблеме от вас.
Учитель должен отдельно поговорить с зачинщиками буллинга, а затем провести в классе общий классный урок, на котором преподаватель расскажет ученикам об уважении и отношении друг к другу. Это может помочь, несмотря на кажущуюся простоту этих действий: травлю в школе часто устраивают трусы, они не любят общественной огласки.
2. Расскажите о проблеме родителям.
Не стоит скрывать свои проблемы со сверстниками от родителей. Именно они могут поговорить с родителями зачинщиков травли и выяснить, почему такая проблема возникла. Большинство родителей не будут рады услышать, что их ребенок кого-то травит и проведут воспитательную беседу.
Однако, это может не возыметь никакого эффекта, или же родители могут быть уверены в невиновности своего ребенка. Во всяком случае, если предпринятые выше действия не привели к результату, стоит поменять школу.
Ответственность за буллинг
Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:
- Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
- Статья 213 часть – хулиганство.
- Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
- Статья 158 – кража
- Статья 161 – грабеж.
- Статья 162 – разбой.
- Статья 163 – вымогательство.
- Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.
С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:
- Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
- Статья 282 – , возбуждение ненависти или вражды.
- Статья 116 – нанесение побоев.
- Статья 119 – угроза убийством.
- Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
- Статья 117 – истязание физическое или психологическое.
Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.
Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.
Признаки учительского буллинга
Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание
Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию
Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.
Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.
Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы
Для ребят 7–10 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.
Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.
Причины жалобы на учителя
Некоторые «школьные» проблемы могут иметь очевидные отсылки к законодательным актам, к Конституции в частности, или административным документам системы образования.
В каких случаях нужно писать жалобу на учителя:
- если вашего ребенка преследуют из-за вероисповедания или национальности – любое проявление дискриминации;
- если школьника заставляют посещать определенные конфессионально направленные уроки, например, в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики»;
- при публичном обсуждении убеждений ребенка и его действий, которое повлекло моральный вред и ущерб психическому здоровью;
- если ребенка вынуждают заниматься физкультурой, когда есть врачебные рекомендации об ограничении физических нагрузок и др. ситуации, в которых не соблюдаются принципы охраны здоровья;
- когда ребенка не допускают к урокам или удаляют с занятий (неоказание образовательных услуг – очень грубое нарушение, при условии, если ученик не угрожает безопасности других детей; на хулиганские выходки учитель может реагировать через администрацию школы; внешний вид, отсутствие выполненного домашнего задания и подобные тому причины не являются основаниями для удаления с урока);
- при предвзятом отношении и завышенных требованиях, отличающихся от применяемых ко всем остальным детям в классе;
- если ребенку занижают оценки;
- при оскорблениях, унижениях и проявлениях насилия.
Какие права имеет учитель в школе в 2019 году
Права педагогов подразделяются на:
- академические права и свободы;
- трудовые права и социальные гарантии.
К академическим относится право на:
- свободу от вмешательства в профессиональную деятельность, свободу преподавания и выражения своего мнения;
- свободу выбора и использования воспитательных и учебных приемов;
- использование авторских воспитательных и учебных методик в рамках реализуемой программы;
- выбор учебников и иных воспитательных и обучающих средств в соответствии с законом и реализуемой программой;
- участие в разработке учебных программ, планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, методических материалов и других компонентов учебных программ;
- ведение научной, творческой, исследовательской, экспериментальной деятельности, участие в разработках и внедрении инноваций;
- бесплатное пользование информационными и библиотечными ресурсами организации;
- доступ к интернет-ресурсам, учебным и методическим материалам, музейным фондам и материально-техническим ресурсам;
- бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации;
- участие в управлении образовательной организацией и в профсоюзах;
- обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- защиту профессиональной чести и достоинства, справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагога.
Трудовые права и социальные гарантии педагогических работников включают право на:
- сокращение рабочего времени;
- дополнительное профессиональное образование по педагогическому профилю не реже чем раз в 3 года;
- основной ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск, длительность которого устанавливается Правительством РФ;
- длительный отпуск сроком до года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы;
- досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- внеочередное предоставление педагогам, нуждающимся в жилье, жилых помещений на условиях социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда;
- иные установленные законодательством трудовые права и меры поддержки.
В рабочее время педагога в зависимости от должности включается:
- практическая подготовка учащихся;
- индивидуальная работа с обучающимися;
- исследовательская, научная и творческая работа
- другая педагогическая деятельность, предусмотренная должностными обязанностями или индивидуальным планом.
Индивидуальные права и обязанности педагога перечислены в трудовом договоре и должностной инструкции. Соотношение учебной и другой педагогической работы в течении рабочей недели или учебного года определяется внутренним нормативным документом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Режим труда и отдыха педагога определяется с учетом требований, установленных законодательством локальными нормативными документами образовательной организации:
- коллективным договором;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- трудовым договором;
- графиками работы;
- расписанием занятий;
- иными документами нормативного характера.
Педагогическим работникам, участвующим в проведении ГИА в рабочее время и освобожденным от основной работы на период ее проведения, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым . Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом РФ.
Для привлечения к педагогической деятельности педагогов-выпускников органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные меры господдержки.
Грубое обращение с детьми
При работе с детьми учитель действует не только убеждением или своим примером, но и вынужден применять наказания в допустимой мере. Однако иногда чувство меры может отказать педагогу, и он позволяет себе грубо обращаться со школьниками.
Далее указано, что может квалифицироваться в качестве таких поступков:
- Если педагог поднял руку на ученика и сделал это умышленно, то это недопустимая ситуация. Особенно плохо, когда следствием этого стали травмы ребёнка.
- Насилие может быть не только физическим, но и психическим. Систематическое преследование и унижение школьников, постоянные угрозы и оскорбление достоинства учеников и учениц являются проявлением грубости по отношению к детям.
- Иногда насилие может происходить в скрытой форме. Одним из таких случаев является предъявление к ученику явно завышенных и необоснованных требований. Часто при этом происходит систематическая критика, для которой не имеется реальных оснований.
Возможны также другие действия или слова, которые можно рассматривать как проявление грубого обращения к детям.
Рассматриваемые здесь действия педагога могут обоснованно рассматриваться в качестве дисциплинарных нарушений.
Однако нужно учитывать, что хотя физическое или психологическое насилие по отношение к детям — это отвратительно, тем не менее, меры дисциплинарного воздействия не должны применяться в тех случаях, если это произошло случайным образом или в связи с неосторожностью. Данное поведение при определённых обстоятельствах может стать основанием для увольнения по решению суда
Однако в этом случае для его обоснования должны быть предприняты следственные действия и представлены соответствующие доказательства
Данное поведение при определённых обстоятельствах может стать основанием для увольнения по решению суда. Однако в этом случае для его обоснования должны быть предприняты следственные действия и представлены соответствующие доказательства.
Если процедура рассмотрения была каким-либо образом нарушена, учитель имеет право оспорить увольнение в районном суде. Если он выиграет дело, будет восстановлен в прежней должности и получит денежную компенсацию, за время, которое он не работал.
Как защитить ребенка
Обязанность каждого родителя защищать своих детей, в том числе от нападок учителей. Конечно, довольно редко встречается ситуация, когда учитель намеренно принижает достоинство учащегося. Чаще всего конфликты происходят с другими школьниками по разным причинам. Но родитель не должен оставаться в стороне.
Следует разобраться в ситуации и понять, кто виноват. Если учащийся сам первый начал оскорблять учителя, тогда ему нужно объяснить, что подобное поведение недопустимо. Когда виноват педагог, стоит с ним побеседовать и попросить больше не унижать детей.
Когда мирным путем вопрос не получается решить, остается только обратиться к закону. И в России, и в Беларуси, и в Украине, и в других странах можно привлечь учителя к ответственности. Не стоит откладывать это, ведь ситуация может быстро ухудшится. Как минимум ученику будет некомфортно находиться в школе, что скажется на его успеваемости. Однако могут даже появиться серьезные психические травмы из-за нападок преподавателя, которые в будущем станут проблемой.
Жалоба на педагога в начальных классах
Очень часто обращение к психологу требуется родителям, которые хотят написать жалобу на учителя начальных классов. Процесс осложняется тем, что маленькие дети могут многое выдумать из действий учителя или умолчать о нарушениях. Только специалист может ответить на вопрос, было ли нарушение со стороны учителя, или это фантазия ребенка. А также определить, что является причиной вдруг изменившегося поведения маленького ученика. Профессиональный психолог легко докопается до истины. Поэтому к жалобе на учителя начальных классов приложите письменное заключение детского психолога. В остальном документ почти не отличается от формы других жалоб.