Не участвуете в закупках? станьте субподрядчиком!

Как пишутся должности, названия инстанций?

Единственный документ, способный пролить свет на правильное написание должностей и инстанций, отметил в прошлом году своё шестидесятилетие. Естественно, что в современном деловом сообществе потихоньку формируются другие речевые «привычки».

Однако в спорных ситуациях специалисты все равно прибегают к Правилам русской орфографии и пунктуации, которые рекомендуют писать названия должностей со строчной буквы, а в официальных документах предлагают ссылаться на правила, установленные внутри организации или ведомственные инструкции.

Если должность состоит из нескольких слов, то все слова пишутся со строчной буквы, например, «главный специалист по информационным технологиям».

Наименования организаций пишутся с большой буквы, а все структурные подразделения — со строчной. Примеры:

  • начальник Управления по дорожной безопасности;
  • главный бухгалтер отдела потребителей;
  • младший инженер отдела поддержки пользователей.

Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона

Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.

Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы.

В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Оформление договора субподряда

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Между нашей организацией и заказчиком заключен договор на оказание услуг. Часть услуг мы передаем своему субисполнителю. Субисполнитель направил в наш адрес договор субподряда, но данный договор значительно отличается от договора, заключенного с заказчиком. 1) Правильно ли в данном случае указывать договор, заключаемый с субисполнителем, как договор субподряда? 2) Если наша фирма по основному договору является исполнителем, то как будут поименованы стороны договора «субподряда», если по факту оказываются услуги, а не выполняются работы? 3) Должны ли основной договор и договор «субподряда» иметь одинаковый текст (быть зеркальными)? 4) В основном договоре прописаны сроки сдачи-приемки услуг заказчику, должны ли эти сроки совпадать со сроками, прописанными в договоре «субподряда»? Должен ли субисполнитель сдать услуги исполнителю раньше, чем исполнитель должен сдать их заказчику? 5) В основном договоре прописана ответственность исполнителя, а в договоре «субподряда» — нет. Должна ли ответственность сторон по обоим договорам совпадать дословно? 6) Является ли обязательным прописывать в договоре «субподряда», в рамках какого договора он заключается?

Ответ

Договор, заключаемый с субисполнителем, именуется как договор подряда. Стороны договора именуются соответственно генеральным подрядчиком и субподрядчиком. В силу свободы договора условия договора подряда (в том числе, касательно сроков сдачи-приемки работ, ответственности и обязательств сторон) устанавливаются по соглашению сторон и могут отличаться от условий договора оказания услуг. Договор подряда должен содержать информацию о договоре оказания услуг в рамках которого он заключается.

Согласно ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

На основании ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. ст. 702 — 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. ст. 730 — 739 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. ст. 779 — 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В соответствии с п. 2 ст. 706 ГК РФ подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений п. 1 данной статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановление Пленума ВАС РФ, ВАС РФ от 14.03.2014 № 16

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос. www.law.ru

Плюсы субподряда

Если поставщик обладает всеми необходимыми ресурсами и опытом в госзакупках, очевидно, он будет участвовать в них напрямую. А вот тем, кто не  слишком уверен в своих силах, можно попробовать обходной путь. Он дает немало преимуществ:

  1. Система закупок считается довольно сложной. Если стать субподрядчиком исполнителя контракта, появится шанс познакомиться с процессом закупки изнутри.
  2. Новые компании, у которых нет именитых клиентов, получат неплохой шанс проявить себя перед заказчиками. Это даст и опыт, и репутацию.
  3. Некоторые компаний, готовы выполнить лишь часть работ. Весь заказ они не потянут по разным причинам. Например, если не обладают нужными ресурсами или лицензией.
  4. Для тех, кто оказался в РНП (а туда порой можно попасть и по недоразумению), субподряд может стать хорошим вариантом. Это поможет за период включения в Реестр не выпасть из закупок полностью.

Почему субподряд востребован

Как известно, система закупок обязывает заказчиков отдавать их часть субъектам малого бизнеса и некоммерческим организациям. Причем это касается как госзаказчиков, так и тех, кто работает по закону 223-ФЗ. Реализовать эту обязанность можно не только выбрав исполнителя контракта из малых компаний или проводя закупки исключительно для них. Вполне допустим вариант поставить исполнителю условие нанять в качестве субподрядчиков СМП или СОНО. Но это требование должно быть прописано в контракте. Также в нем определяется процент от стоимости, который будет отдан субподрядчикам. Если такой контракт выиграет субъект, который сам является представителем малого бизнеса, то условие о привлечении субподрядчиков он может не исполнять.

А вот еще пример того, что субподрядчик, в особенности из числа малых, может быть вполне востребован. Порой выигравший тендер поставщик изначально не собирается его исполнять. Для этого он нанимает иное лицо. Субподрядчик привлекается на условиях более низкой оплаты, чем стоимость контракта. Разницу победитель тендера кладет к себе в карман.

Кроме того, бывает и так, что сам исполнитель не может справиться без помощников. Например, ему может потребоваться исполнение узкоспециализированных работ. Если контракт крупный и работы много, поставщику может понадобиться дополнительное оборудование либо персонал. Проще всего удовлетворить эту потребность именно за счет привлечения субподрядчика.

Немного о контроле

В рамках соглашения заказчик контролирует работу основного исполнителя. Поэтому субподрядчик должен обсуждать все детали с ним, а не с заказчиком. Понятно, что сроки, условия, виды работ, размер аванса и так далее — все это следует обговорить до начала сотрудничества.

Однако надо учесть, что в некоторых случаях заказчики, которые работают по 44-ФЗ, обязаны контролировать не только исполнители, но и субподрядчиков. Это справедливо для крупных контрактов стоимостью больше 1 млрд рублей для федеральных нужд либо 100 млн рублей — для муниципальных. При этом общая стоимость работ, которые будут исполнены субподрядчиками, составляет не менее 10%.

Кроме того, заказчик контролирует субподрядчика при наличии в госконтракте условия о привлечении в этом качестве субъектов малого бизнеса. В этом случае между исполнителем и субподрядчиком заключается типовой контракт. В нем, среди прочих, содержатся условия об оплате в течение 15 рабочих дней с момента приемки и о предоставлении в течение 10 дней документа о приемке.

Субподряд по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые запреты и ограничения

Субподряд в рамках 44-ФЗ — это привлечении сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госконтракту.

В практике государственных закупок довольно часто встречаются ситуации, когда победитель торгов делегирует частичное или полное исполнение обязательств по контракту на третьих лиц.

Предусматривается 2 варианта привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ:

когда подрядчик обязан воспользоваться услугами третьих лиц, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;

подрядчик на собственное усмотрение нанимает субподрядчика для исполнения контракта. В данном случае присутствует ряд ограничений, о которых мы расскажем ниже.

Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения контрактов в рамках 44-ФЗ

Оказание услуг производится в порядке и в сроки, установленные Графиком оказания услуг, подписываемым обеими сторонами и являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Исполнитель вправе оказывать услуги лично, а также привлекать для оказания услуг, предусмотренных настоящим договором, соисполнителей. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине Заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, Заказчик возмещает Исполнителю фактически понесенные им расходы.

Обоснование НМЦК

Пожалуй, самым сложным с точки зрения трудозатрат является обоснование начальной (максимальной) цены закупки.

Прежде всего, Законом предписывается использовать определённые методы обоснования начальной (максимальной) цены конкурентной закупки. При необходимости несколько методов могут быть использованы одновременно. Но как правило, при закупке образовательных услуг заказчик для обоснования начальной (максимальной) цены использует метод сопоставимых цен, тем более что именно этот метод назван в Законе приоритетным.

Метод сопоставимых рыночных цен, иначе называемый методом анализа рынка, заключается в установлении начальной цены на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров или, при их отсутствии, однородных товаров:

  • Идентичные товары, работы, услуги имеют одинаковые характерные для них основные признаки.
  • Однородные товары — товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции или быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен.

Важно обратить внимание на источники информации, которая будет использоваться для обоснования цены. В целях применения метода анализа рынка могут использоваться:

  • общедоступная информация о рыночных ценах,
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у потенциальных исполнителей,
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен образовательных услуг в ЕИС.

К общедоступной информации, которую можно использовать при закупке образовательных услуг, относятся:

  • Информация о ценах, содержащаяся в уже исполненных госконтрактах. Эти сведения можно найти в реестре контрактов, опубликованном в ЕИС.
  • Информация о ценах, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами.
  • Данные государственной статистической отчетности.
  • Информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен.

Для активного заказчика важно то, что Закон 44-ФЗ фактически оставляет перечень допустимых источников общедоступной информации для обоснования цен открытым. Проще говоря, заказчику можно использовать и иные источники информации, помимо перечисленных выше

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены методические рекомендации по обработке полученной информации для обоснования начальной (максимальной) цены

Важно помнить, что эти рекомендации служат лишь ориентиром для заказчика, а не императивными нормами, применение собственных формул обоснования начальной цены при условии их публикации в составе плана-графика не является нарушением

Согласно методическим рекомендациям, заказчик, получив информацию из указанных выше источников, должен выбрать не менее трёх цен и высчитать на их основе среднюю арифметическую. Для простоты работы заказчика методическими рекомендациями Минэкономразвития рекомендуется использовать следующую формулу:

где:
v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
№ — количество значений, используемых в расчете;
i — номер источника ценовой информации;
цi — цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i

При этом в расчётах не рекомендуется использовать те цены, которые отклоняются от среднего значения более чем на треть. Для того, чтобы проще было выделить именно однородные цены, Методическими рекомендациями в помощь заказчику также предложена специальная формула:

где:
V — коэффициент вариации;
цi — цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;
<ц> — средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;
№ — количество значений, используемых в расчете.

«Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах».

Объект закупки

Прежде, чем приступать к оформлению закупки, важно понять, а что же именно нам необходимо в качестве образовательных услуг. От этого зависит объём и направление всей последующей работы

Ведь для обучения может потребоваться как классическая программа дополнительного профессионального образования с выдачей удостоверения о повышении квалификации или диплома о профпереподготовке, которая необходима для исполнения требований ч. 2 ст. 9 и ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, так и блиц-тренинги по конкретным вопросам, зачастую включающие элементы консалтинга, что куда удобнее с точки зрения экономии времени и оперативного получения прикладных знаний. Исполнителем, в свою очередь, будет либо образовательная организация, либо приглашённый эксперт.

При формулировке объекта закупки не стоит забывать о том, что понятие однородности из действующего Закона № 44-ФЗ исключено. А потому заказчик имеет право закупить серию тренингов, проведя для этого не одну, а несколько закупок. Это может быть удобно, например, для закупки образовательных услуг у единственного поставщика.

Плюсы договора субподряда

Для участника и субподрядчика есть свои плюсы. Для участника это, по сути, возможность часть своих обязанностей перепоручить третьему лицу. Главное найди добросовестного участника, который будет качественно и в срок выполнять свои обязанности. Для субподрядчика это возможность быстро заработать. Также если субподрядчик не участвует в тендерах, это способ начать в них участвовать опосредованно. Оценить на себе опыт выполнения госзаказа для дальнейшего прямого участия в будущем.

Что же касается заказчика – он в любом случае будет спрашивать с участника тендера, о том, с кем он заключил контракт. И будет официально знать, кто субподрядчик по этому контракту.

Субподрядчиком может стать любой участник рынка, будь то организация – новичок в тендерах, которая хочет набраться опыта у старших товарищей. А также тот, у кого в данный момент нет средств для участия в тендере – нет денег на обеспечение заявок, но есть оборудование. В таких случаях участники соглашаются на субподряд. Ведь они также получают деньги. Бывает так, что бывший участник тендеров, который оказался в РНП может принять участие как субподрядчик. И в таком случае ему не могут запретить участвовать.

Проект государственного контракта на обучение

Проект контракта публикуется одновременно с положением о закупке. В нём фиксируются ключевые положения, связанные с закупаемыми образовательными услугами и с условиями их оказания. В проекте контракта должны быть отражены все параметры будущего обучения, за исключением тех, которые предложены в составе заявки победителя закупки. И это первый момент, который необходимо отследить заказчику — не осталось ли связанных с обучением вопросов, которые не фигурируют ни в проекте контракта, ни в заявке участника.

Второй момент, обусловленный спецификой закупки образовательных услуг и одновременно обусловленный требованиями контрактной системы о приёмке результатов исполнения контракта, заключается в фиксации как самого факта проведения обучения, так и результатов этого обучения. Порядок фиксации необходимо отразить в проекте контракта.

Кроме того, в контракте необходимо зафиксировать право исполнителя на привлечение к проведению обучения сторонних специалистов, в т.ч. соисполнителей, или отсутствие такого права. Если заказчик готов предоставить это право исполнителю, то необходимо зафиксировать пределы участия сторонних специалистов в проведении обучения, а также требования к таким специалистам.

Наконец, в контракте имеет смысл описать факторы, исключающие обвинения в ненадлежащем исполнении обязательств. Помимо стандартного форс-мажора по ГК РФ, это может быть болезнь, неотложная командировка или увольнение сотрудника, направленного на обучение, либо аналогичные ситуации на стороне преподавателей. Здесь же необходимо описать порядок действий сторон, направленный на то, чтобы контракт всё же был исполнен: это может быть алгоритм переноса лекций, заочного обучения прогульщика, замены уволенного работника и т.п.

Помимо этого, Закон 44-ФЗ требует включить в проект контракта:

  • условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, и о размерах соответствующих санкций;
  • условие о порядке и сроках оплаты оказанных услуг;
  • условие о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если поставщиком выбрана именно такая форма обеспечения исполнения контракта).

Если контракт заключается с физическим лицом, то в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ. При этом Верховный суд указывает на то, что одного упоминания о праве заказчика на одностороннее расторжение достаточно, и дублировать в тексте контракта все предусмотренные Законом случаи не обязательно.

Выводы

  • устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
  • следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
  • установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector