Новый порядок рекультивации и консервации нарушенных земель

Содержание:

Введение

Согласно требованиям нормативно-правовых актов рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, включая земли, загрязненные нефтью и нефтепродуктами, а также прилегающие земельные территории, полностью или частично утратившие продуктивность в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности. 8 статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Проведение работ по рекультивации нарушенных земель предусмотрено нормативноправовыми актами —(7). а также другой нормативной документацией.

Несмотря на развитую нормативную базу до настоящего времени не учитываются требования ряда международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией и предусматривающих при реализации крупных инфраструктурных проектов применение экологического системного подхода, конечной целью которого является не восстановление структурных характеристик природных объектов, загрязненных, например, нефтесодержащими отходами, а восстановление ведущих природных функций, таких как энергетический баланс, биогеохимический цикл, гидрологические характеристики, поддержание местообитаний биологических видов и устойчивость ландшафтов и др.

В декабре 2012 г. организационно-распорядительным документом (8] утвержден статистический инструментарий.

Необходимость разработки настоящего стандарта возникла в связи с оптимизацией нормативной базы, вызванной изменениями понятийно-терминологического аппарата в российском законодательстве и подходов к рекультивации нарушенных земель.

В настоящее время терминология ГОСТ 17.5.1.01—83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» не соответствует терминологии и положениям нормативно-правовых актов .

Кроме того, за прошедшие 30 лет были детализированы подходы к рекультивации и консервации нарушенных земель, что также повлияло на состав требований по рекультивации: например, в настоящее время уделяется внимание восстановлению и сохранению биологического разнообразия при проведении работ по рекультивации земель. При разработке настоящего стандарта проанализирована отечественная нормативная правовая база в области рекультивации и консервации нарушенных земель, а также изучен зарубежный опыт в заявленной области

Основное назначение настоящего стандарта заключается в установлении гармонизированных с международными подходами требований, связанных с рекультивацией и консервацией нарушенных земель

При разработке настоящего стандарта проанализирована отечественная нормативная правовая база в области рекультивации и консервации нарушенных земель, а также изучен зарубежный опыт в заявленной области. Основное назначение настоящего стандарта заключается в установлении гармонизированных с международными подходами требований, связанных с рекультивацией и консервацией нарушенных земель.

Областью стандартизации является охрана окружающей среды; объектом стандартизации — мероприятия по рекультивации и консервации нарушенных земель; аспектом стандартизации — общие требования.

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА РЕКУЛЬТИВАЦИИ ВРЕМЕННО ЗАНИМАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ

2.1. Пояснительная записка должна содержать

2.1.1. Задачи проекта, назначение проектируемых мероприятий, используемые нормативные документы и технические условия на рекультивацию, технико-экономические показатели.

2.1.2. Проектируемые мероприятия по рекультивации земель, их назначение, планируемое использование восстанавливаемых земель, обоснование проектных решений, краткие сведения о рассмотренных вариантах, меры по восстановлению плодородия почвы.

2.1.3. Объемы работ (отдельно для технического и биологического этапов рекультивации).

2.1.4. Организацию работ — технологию производства работ, потребность в машинах, механизмах, транспортных средствах.

2.1.5. Мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии со ссылками на нормативные документы, которыми следует руководствоваться при производстве работ.

2.1.6. Сведения об общей площади земель, подлежащих рекультивации, в том числе по видам рекультивации (видам угодий), о стоимости рекультивации земель, средней стоимости 1 га рекультивируемых земель, а также стоимости рекультивации, отнесенной на 1 км автодороги.

2.1.7. Экономическую эффективность запроектируемых мероприятий.

2.1.8. Сведения о проведенных согласованиях проектных решений и соответствие этих решений нормам и правилам проектирования.

2.2. Приложения к пояснительной записке

2.2.1. Ведомость снятия плодородного слоя почвы (прил. 4).

2.2.2. Ведомость временно занимаемых земель под временные здания, сооружения и землевозные дороги (прил. ).

2.2.3. Ведомость рекультивации существующей дороги (прил. ).

2.2.4. Ведомость сосредоточенных резервов и карьеров, подлежащих рекультивации (прил. ).

2.2.5. Сводная ведомость объемов работ по рекультивации временно занимаемых земель (прил. ).

2.2.6. Технологическая схема биологического этапа рекультивации (прил. ).

2.2.7. Ведомость результатов агрохимического анализа почвенных (почвенно-грунтовых) образцов включают в проект (рабочий проект) в случае необходимости (прил. ).

2.2.8. Расчет потребности органических удобрений (прил. )*.

2.2.9. Расчет потребности минеральных удобрений (прил. )*.

2.2.10. Расчет потребности семян (прил. )*.

* Ведомости включают в проект при наличии семи и более объектов (резервов, карьеров), подлежащих рекультивации.

2.3. Графические материалы

2.3.1. Схематический план трассы (прил. ).

2.3.2. График занимаемых земель (прил. ).

2.3.3. План рекультивации резервов и карьеров (прил. ).

2.4. Документы согласований, относящиеся к проекту рекультивации.

В рамках первичной оценки, как правило, осуществляется проведение следующих мероприятий:

  • сбор, обработка и анализ ранее опубликованных данных по району выполнения работ;
  • использование данных спутниковой съёмки, аэрофотосъемки, фото- и видеосъёмки (использование технологии обработки результатов аэрофотосъемки БПЛА и визуализации данных для получения и последующего анализа ортофотопланов, цифровой модели местности);
  • описание в ходе маршрутных наблюдений состояния водных и наземных экологических систем, признаков загрязнения с выявлением источника;
  • анализ радиационного фона;
  • выявление загрязнённости грунтов, почв, вод;
  • проведение инженерно-геодезического обследования и определение границ размещения свалочных масс на обследуемом земельном участке; составление топопланов;
  • определение ориентировочных объёмов отходов, складированных на земельном участке;
  • формирование конкретных рекомендаций по очистке земельного участка.

Технико-экономическое обоснование проектирования (ТЭО) (на основании ТЗ и первичного обследования)

Проект рекультивации или Проект ликвидации с последующей рекультивацией

Рекультивация или Ликвидация + Рекультивация

Таким образом для формирования расчета стоимости или составления технико-экономического обоснования (ТЭО) выполнения работ по разработке проектно-сметной документации для ликвидации и/или рекультивации свалки отходов необходимо конкретное ТЗ и/или результаты первичной экологической оценки территории (свалки отходов).

Наша организация готова оказать услуги на всех этапах: проведение первичного экологического обследования; выработка решений проектирования, составление ТЗ и ТЭО; разработка и согласование проектно-сметной документации для выполнения работ по ликвидации и/или рекультивации свалки отходов.

Мы используем передовые технологии и мировые практики на всех циклах проектирования.

Обзор документа

Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет необходимость в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, — рекультивации.

Речь также идет о землях, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Сведения о рекультивации лесных участков должны содержаться в проекте освоения лесов, подлежащем государственной или муниципальной экспертизе.

Полномочия по проведению экспертизы переданы органам госвласти регионов в области лесных отношений.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Вскрыша

10

Выемка карьерная

32

Выемка карьерная остаточная

33

Выполаживание откосов

47

Грунт отвальный

12

Закрепление откосов

26

Землевание

28

Земли нарушенные

2

Земли рекультивированные

3

Картирование отвалов

24

Классификация горных пород для биологической рекультивации

23

Классификация смесей пород

54

Ландшафт горнопромышленный

15

Ландшафт горнопромышленный рекультивированный

16

Ландшафт техногенный

14

Мелиорация биологическая

59

Мелиорация коренная

52

Местообитание техногенное

22

Мульда оседания

38

Направление рекультивации земель

25

Нарушение земель

1

Объект рекультивации земель

29

Объект рекультивации при открытой разработке

30

Объект рекультивации при подземной разработке

31

Оптимизация техногенных ландшафтов

27

Отвал

34

Отвал внешний

35

Отвал внутренний

36

Отвал шахтный

37

Отвалообразование

18

Отвалообразование валовое

19

Отвалообразование селективное

20

Период мелиоративный

60

Переформирование отвалов

48

Породы вмещающие

60*

Породы вскрышные

10

Породы малопригодные

57

Породы непригодные

58

Породы потенциально плодородные

56

Провал

39*

Прогиб

40*

Планировка земель грубая

45

Планировка земель сплошная

43

Планировка земель частичная

44

Планировка земель чистовая

46

Просадка поверхности отвала

21

Работы планировочные

42

Разработка валовая

7

Разработка открытая

7*

Разработка открытая валовая

8*

Разработка открытая селективная

9*

Разработка подземная

6*

Рекультивация биологическая

53

Рекультивация земель

4

Рекультивация техническая

41

Рельеф техногенный

17

Ремонт рекультивируемых участков

51

Слой насыпной

50

Слой почвы плодородный

55

Слой рекультивационный

49

Техногенез

13

Этап рекультивации земель биологический

53

Этап рекультивации земель технический

41

Этапы рекультивации земель

5

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

________________* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание «КОДЕКС».

О РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, СНЯТИИ, СОХРАНЕНИИ И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛОДОРОДНОГО СЛОЯ ПОЧВЫ

В целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

2. Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации утвердить Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Инструктивно-методические документы, а также разъяснения по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы издаются Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

3. Государственному Комитету Российской Федерации по статистике по предложению Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации уточнить формы отчетности по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы.

Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН

Как составить проект рекультивации земель

На необходимость подготовки такого проекта указано в п. 8 Правил по рекультивации. Вы должны его разработать, если вы обязаны провести рекультивацию земель (п. п. 3, 4 Правил рекультивации земель).

Отметим, что проект рекультивации может входить в состав проектной документации. Это возможно в случае строительства (реконструкции) объектов на землях сельхозназначения, если оно приведет к деградации этих земель и (или) снижению их плодородия (п. 10 названных Правил).

Требования к структуре и информации, которые должны содержаться в проекте рекультивации, приведены в п. 14 указанных Правил.

Вы можете выделить отдельные этапы работ, определить их содержание, объемы и график. В этом случае мероприятия по рекультивации будут проводиться поэтапно (п. 9 Правил рекультивации земель).

В проекте определяется срок проведения работ по рекультивации. Он должен быть не более 15 лет (п. 28 указанных Правил).

Как согласовать проект рекультивации земель

После подготовки проект рекультивации должен быть согласован. Не нужно согласовывать проект, который входит в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта или подлежит государственной экологической экспертизе (п. 15 Правил рекультивации земель).

Проект рекультивации вам нужно согласовать (п. 15 названных Правил):

  • с собственником частного земельного участка, если вы им не являетесь;
  • арендатором (землевладельцем, землепользователем) участка, который находится в публичной собственности, если вы им не являетесь;
  • органом госвласти (органом местного самоуправления), который предоставляет публичные земельные участки, если проводится рекультивация публичных земель или земельных участков.

Чтобы согласовать проект, вам нужно подготовить заявление. Формы такого заявления нет, поэтому вы можете составить его в произвольной форме. При этом в нем вы должны указать способ, которым вам нужно направить уведомление о согласовании проекта (п. 16 названных Правил).

Заявление и сам проект вы можете передать для согласования лично, направить почтой либо в электронном виде через сеть Интернет. Уведомление о согласовании (отказе в согласовании) вам должны направить в срок не более 20 рабочих дней со дня получения (п. п. 16, 18 указанных Правил).

Отметим, что в рамках этой процедуры согласовываются достаточность и обоснованность указанных в проекте мероприятий для рекультивации земель (п. 17 названных Правил). Причины, по которым вам могут отказать в согласовании, перечислены в п. 19 Правил рекультивации земель.

Если вам отказали, то в уведомлении об отказе должны быть указаны все основания для отказа, а также рекомендации по его доработке. После доработки направьте проект на повторное согласование. Сделать это нужно в течение трех месяцев со дня поступления вам уведомления (п. п. 20 – 22 указанных Правил).

 В каких случаях проект рекультивации должен пройти государственную экологическую экспертизу

Такую экспертизу должен пройти проект рекультивации всех земель, которые используются для размещения отходов I – V классов опасности. Так, согласно пп. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежит проект рекультивации:

  • земель, которые нарушены при размещении отходов I – V классов опасности;
  • земель, которые используются, но не предназначены для размещения указанных отходов.

Как утвердить проект рекультивации земель

После того как проект рекультивации согласован или прошел экологическую экспертизу, вы должны его утвердить. Сделать это нужно в течение 30 дней с момента получения уведомления о его согласовании или положительного заключения экспертизы (п. 24 Правил рекультивации земель).

Далее вам нужно подготовить уведомление об утверждении проекта. Его форма не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде. Такое уведомление и сам проект направьте лицам, которые согласовали проект, а также (п. 24 названных Правил):

  • в Россельхознадзор, если рекультивируются земли сельхозназначения (кроме тех земель, на которые не распространяется Закон об обороте земель сельхозназначения);
  • Росприроднадзор, если проводится рекультивация других земель.

Уведомление и проект вы можете передать лично, направить почтой либо в электронном виде через сеть Интернет (п. п. 16, 24 указанных Правил).

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение рекультивации

За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность в следующих случаях (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ):

  • при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ (в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных целей);
  • при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные);
  • после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Штраф за невыполнение рекультивации земель в этих случаях, а также за ее несвоевременное выполнение составляет для организаций от 400 000 до 700 000 руб. (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ).

Важно

Предварительно, в рамках ТЭО проводится первичная оценка загрязнения территории и исследование свалки, что способствует качественной подготовки плана проектирования и составления технического задания. На первичном этапе определяются и ставятся задачи для ликвидации и/или рекультивации, возможные решения и варианты развития территории, исключаются невозможные к исполнению варианты. Проводятся консультации с заинтересованными сторонами (надзорные органы, при наличии прилегающей инфраструктуры — организации обслуживающие газо-, тепло-, электро- сети, управляющие компании и т.д.), определяются предполагаемые затраты на проектирование, ликвидацию и рекультивацию, подбираются наиболее эффективные и экономически обоснованные технологии и адаптированные практики, определяется направление рекультивации, составляется прикладное ТЗ на проект.

Результаты первичной оценки загрязнения территории в дальнейшем используются при выполнении инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий в рамках проектирования ликвидации и/или рекультивации свалки.

Виды рекультивации

Нарушенных земель на планете неимоверно много. Рекультивация необходима во многих случаях. Так, требуется устранение последствий:

  • разработки месторождений открытым способом или подземным;
  • прокладки трубопроводов, проведения мелиоративных, строительных, лесозаготовительных и некоторых других работ, которые связаны с порчей почвенного покрова;
  • ликвидации военных, промышленных, любых других сооружений и объектов;
  • складирования или захоронения бытовых, промышленных или других отходов;
  • ликвидации последствий загрязнения почв, когда условием восстановления является снятие плодородного верхнего слоя.

Нормы такого снятия устанавливает проект рекультивации нарушенных земель в зависимости от того, насколько упал уровень плодородия данного участка. Снятый слой почвы обычно тоже идёт в дело — рекультивируется, после чего улучшает малопродуктивные угодья.

Цели, не связанные с сельским или лесным хозяйствами, обычно не преследуются, поскольку это экономически невыгодно. Исключение составляют случаи, когда отсутствуют возможности использования снятого почвенного слоя для лесного фонда или улучшения земель для сельского хозяйства. На территории каждой области есть организации передачи или приёмки рекультивированных земель. Там же рассматриваются и другие вопросы, которые связаны с нарушением почвенных покровов и их восстановлением.

В состав Постоянных комиссий включаются землеустроительные, природоохранные, водохозяйственные, лесохозяйственные, сельскохозяйственные, архитектурно-строительные, санитарные, финансово-кредитные и многие другие органы, под чьим надзором проходят все этапы рекультивации нарушенных земель.

Расчетная стоимость проекта ликвидации и/или рекультивации зависит от перечня и количества проводимых работ в рамках проектирования ликвидации и/или рекультивации свалки.

Для подготовки и составления ТЗ необходимо получение подробных исходных данных, формирование целей последующего использования и применения территории.

В техническом задании должен быть сформирован конкретный перечень, порядок и график мероприятий (изысканий), проводимых в рамках выполнения проектирования, составлена нормативная база документов, составлен список для согласования надзорных органов и заинтересованных сторон.

В техническом задании должны быть описаны методики (приборы и техника) и характеристики проводимых изысканий, их количество, используемое программное обеспечение, необходимые требования к лицензиям и сертификатам для проектной организации и привлекаемых подрядчиков (для проведения лабораторных и изыскательских работ).

В соответствии с ТЗ составляется технико-экономическое обоснование (ТЭО) проведения проектирования и/или коммерческое предложение на предполагаемые проектные работы.

5. СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ВРЕМЕННО ЗАНИМАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ

5.1. Сметная стоимость рекультивации временно занимаемых земель определяется локальным сметным расчетом (локальной сметой) по видам и объемам работ, предусмотренных проектом (рабочим проектом) в порядке, установленном СН 202-81x, Указаниями по применению единых районных единичных расценок (ЕРЕР-84) и Методическими указаниями по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет, утвержденными Госстроем СССР от 12.04.84 г. № 17-Д.

5.2. В локальном сметном расчете (локальной смете) должны быть выделены отдельно работы по техническому и биологическому этапам рекультивации.

5.3. Исчисленная сметная стоимость работ по рекультивации временно занимаемых земель включается отдельной строчкой в 1 главу сводного сметного расчета стоимости строительства.

Локальный сметный расчет (локальная смета) на рекультивацию временно занимаемых земель включается в состав тома «Сметная документация».

Разработка проекта рекультивации земель

А) площади нарушенных земель, показателей состава и свойств почвы, выявленных в результате инженерно-экологических изысканий;

Б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий;

В) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

В случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в проект рекультивации земель включают локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ.

Проект ликвидации и рекультивации территории включает следующие разделы:

  • описание объекта проектирования;
  • разработка программ изысканий;
  • выполнение инженерных изысканий (геодезических, геологических и т.д.)
  • уточнение объемов отходов, определение границ размещения свалочных масс и т.д.
  • отбор проб, лабораторный анализ, определение классов опасности отходов, проведение биотестирования, бактериологический анализ, радиационное обследование, выявление загрязнённости грунтов, почв, вод и т.д.
  • разработка паспортов отходов I-IV классов опасности, подтверждение V-го класса опасности;
  • разработка основных проектных решений ликвидации и/или рекультивации свалки отходов.
  • разработка проектной, сметной и рабочей документации по выполнению предполагаемых работ, осуществлению контроля и последующего мониторинга;
  • согласование разработанной проектной документации с заказчиком и надзорными органами, и другими заинтересованными сторонами.

Для формирования расчета стоимости выполнения работ и технико-экономического обоснования (ТЭО) для разработки проектно-сметной документации для ликвидации и/или рекультивации свалки отходов необходимо составление технического задания (ТЗ) на выполнение работ.

Конкретизация основных требований

Первые заметные отличия — в содержании самих понятий. Например, расширено понятие «рекультивация земель»:

СЛОВАРЬ

Рекультивация земель — мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в т.ч. путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (п. 2 Правил).

Как видим, то, что раньше называлось улучшением условий окружающей среды, теперь является предотвращением деградации земель. Вместо перечисления отдельных направлений рекультивации из ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» просто говорится о приведении земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Также в понятие рекультивации земель входит и устранение последствий загрязнения вне зависимости от его происхождения — природного (действие вулкана, местные геохимические провинции и аномалии вблизи месторождений) или антропогенного (разливы нефтепродуктов, накопление тяжелых металлов и органических загрязнителей от антропогенного влияния).

Исчезло понятие «потенциально плодородный слой почвы», что объясняется возможностью ввода в заблуждение из-за сходства с определением «потенциально плодородные породы» из ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель».

Понятие «нарушенные земли» теперь неразрывно связано с понятием «деградация земель» (п. 2 Правил):

• нарушенные земли — земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

• деградация земель — ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

Лицом, обязанным разработать проект рекультивации (консервации) и провести мероприятия по рекультивации (консервации) земель, является лицо, деятельность которого привела к деградации земель, а при отсутствии информации о таком лице — собственник, арендатор, землепользователь, землевладелец, уполномоченный орган (рис. 1). Таким образом, теперь проведение рекультивации обязательно вне зависимости от статуса права собственности субъекта, на территории которого выявлена деградация земель, и вне зависимости от наличия доказанной связи между причинителем и установленным фактом деградации земель.

Основным критерием наличия деградации земель является нарушение нормативов качества окружающей среды, которые включают в себя нормативы отдельных ее компонентов — воздуха, воды, почвы — в соответствии с санитарно-эпидемиологическим показателем ПДК (табл. 1). Необходимо также понимать, что сегодня отсутствуют обязательные для применения нормативы качества, кроме утвержденных Роспотребнадзором и Минсельхозом России.

Признаны утратившими силу:

• Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее — Постановление № 140);

• Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» (далее — Положение).

См. Приказ Минприроды России № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995.

3.1. Отвод земель

3.1.1. Отвод земли под строительство автомобильной дороги подразделяют на постоянный и временный.

3.1.2. Постоянный отвод включает в себя площади, занимаемые под насыпи и выемки земляного полотна, транспортные развязки, комплексы дорожных и автотранспортных служб и т.д.

3.1.3. Размеры площадей постоянного отвода определяют в соответствии с нормами отвода земель для автомобильных дорог СН 462-74 с учетом конкретных проектных решений.

3.1.4. Земли, отводимые под временное пользование на период строительства, включают:

боковые резервы грунта, временные производственные базы, сосредоточенные резервы грунта, карьеры, землевозные и объездные дороги, земли, нарушаемые при переустройстве различных коммуникаций и сооружений.

3.1.5. Проектные решения, определяющие ширину полосы постоянного и временного отвода земель, должны содержать:

обоснование ширины полосы отвода автомобильной дороги, площадей под комплексы дорожной и автотранспортной служб, искусственных и других сооружений, боковых резервов грунта;

характеристику занимаемых земельных угодий;

типы поперечных профилей;

ширину полосы постоянного и временного отвода в соответствии с типами поперечных профилей c учетом технологии возведения земляного полотна;

документы согласования принятых проектных решений.

3.1.6. Данные по постоянному и временному отводу отражают в графике полосы отвода (прил. ). На нем указывают:

положение трассы автомобильной дороги по административному делению;

землепользователей;

сведения об угодьях;

данные о существующей полосе отвода;

сведения о внетрассовых землях, подлежащих отводу (назначение отвода, вид угодий, площадь);

типы поперечных профилей;

площади отвода в постоянное и временное пользование.

На графике помещают сводную таблицу занимаемых земель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector