Статья 56. ограничение прав на землю

Комментарий к статье 56.1 Земельного Кодекса РФ

1. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» в Земельный кодекс РФ включены две дополнительные статьи (и внесен ряд уточнений и дополнений в иные статьи), посвященные резервированию земельных участков — ст. ст. 56.1 и 70.1. Последняя из них определяет основные положения, касающиеся резервирования земель, комментируемая же статья касается только вопросов ограничения прав на земельные участки в связи с резервированием.

Следует заметить, что, строго говоря, само по себе резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд уже является ограничением прав на него, поскольку, например, снижается цена, за которую собственник может продать земельный участок, зарезервированный для последующего изъятия. Тем не менее норма комментируемой статьи специально указывает на возможность дополнительного ограничения законом следующих прав по использованию земельных участков:

возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений,

проведения оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, устройства прудов и иных закрытых водоемов.

Поскольку основной целью резервирования является последующее изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, установление таких ограничений направлено на предупреждение попытки совершения правообладателями земельных участков действий, ведущих к увеличению выкупной цены (возмещения убытков) при изъятии земельного участка.

2. Пункт второй комментируемой статьи однозначно указывает на то, что ограничения вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются только федеральными законами. Это означает, в частности, что утрачивают силу принятые до введения в действие данной нормы те статьи законов субъектов Федерации о резервировании земель, которые устанавливали какие-либо ограничения прав. Кроме того, не будет регулировать рассматриваемый вопрос и будущее Постановление Правительства РФ о резервировании земель, о котором упоминается в ст. 70.1 настоящего Кодекса.

Наконец, следует отметить, что отдельные ограничения прав на землю в связи с резервированием уже установлены Земельным кодексом и некоторыми иными федеральными законами.

Так, согласно абз. 2 п. 8 ст. 31 ЗК РФ в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением. Кроме того, что в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, срок установления публичного сервитута и срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ограничены сроком резервирования таких земель (п. 4.1 ст. 23 и п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ), а находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки не подлежат отчуждению в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п. 8 ст. 28 указанного Федерального закона).

Сервитут

Он представляет собой ограниченное право пользования чужим имуществом. Например, собственник участка может потребовать от владельца соседнего участка предоставить ему возможность пользоваться территорией последнего. Сервитут может также устанавливаться в интересах и по запросу субъекта, которому земля предоставлена по праву наследуемого пожизненного владения или бессрочного (постоянного) пользования. Такие особые условия могут быть публичными либо частными. В последнем случае сервитут устанавливается в соответствии с ГК по соглашению между заинтересованными лицами. Данный договор подлежит госрегистрации. Собственник, который обременен частным сервитутом, может потребовать соразмерную оплату с лиц, в пользу которых он введен, если другое не предусматривается в федеральном законодательстве. Особые условия публичного характера вводятся нормативными актами (региональными, ФЗ, предписаниями местной власти).

Публичный сервитут устанавливают, если он необходим для обеспечения интересов населения, государства или субъекта РФ. Изъятия участков при этом не производится. Публичный сервитут устанавливается после проведения общественных слушаний с учетом их результатов. Если введение этих таких особых условий приводит к невозможности в дальнейшем использовать участок, то владелец, собственник или иной субъект, которому он принадлежит, может потребовать его изъятия, путем выкупа в том числе. При этом орган, который ввел сервитут, дополнительно возмещает лицу убытки или предоставляет равноценный надел с компенсацией потерь. В таком порядке может предусматриваться срочное или постоянное ограничение прав на землю. Резервирование земель и введение публичного сервитута на них осуществляется всегда на конкретный срок.

Как установить сервитут?

Сервитут может быть установлен как добровольно – через заключение договора с собственником земельного участка, так и принудительно – через судебную инстанцию либо через нормативный акт органов государственной власти регионов, местного самоуправления.

Независимо от способа установления, сервитут может быть срочным – тогда устанавливается срок действия обременения – и может быть бессрочным, без установления срока действия.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут (их называют обладателями сервитута), плату за пользование своим участком.

Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре, а сведения об обременении вносятся в ЕГРН.

Если предстоит добровольная регистрация обременения – через договор, кроме договора сторонам потребуются паспорта (для удостоверения личности участников сделки), выписка из ЕГРН либо свидетельство о праве собственности на земельный участок (для подтверждения права собственности), межевой план земельного участка, на который будет наложено обременение (для конкретизации площади наложения сервитута), заявление по форме (для инициации соответствующего регистрационного действия), а также чек на уплату государственной пошлины в размере 1,5 тыс. руб. для граждан и 6,0 тыс. для юридических лиц (для подтверждения оплаты процедуры государственной регистрации наложения обременения).

В случае если устанавливается публичный сервитут, заключение договора, а также обращение в Росреестр гражданам и юридическим лицам не требуется. Сервитут накладывают региональные, муниципальные органы власти, для чего принимают нормативный акт, в котором перечисляются все основные условия обременения. Далее информация передается в Росреестр, и сведения о сервитуте фиксируются в ЕГРН.

Обладатель сервитута не может никаким способом распоряжаться землей, на которую наложено обременение, кроме срочного или бессрочного пользования. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.

Продажа

Студия|20 м2|1/16 этаж

1 550 000 ₽

Всеволожск г., Дорога Жизни шос., д 6

Показать номер

Продажа

2-комн. кв.|30 м2|3/3 этаж

1 600 000 ₽

Лесное пос., д 15

Показать номер

Продажа

2-комн. кв.|44 м2|1/5 этаж

1 650 000 ₽

Ломоносов г., Жоры Антоненко ул., д 14

Показать номер

Продажа

Студия|23 м2|8/9 этаж

1 690 000 ₽

Ломоносов г., Михайловская ул., д 51

Показать номер

Продажа

1-комн. кв.|34 м2|5/5 этаж

1 700 000 ₽

Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Лесное пос., 18, 18

Показать номер

Продажа

2-комн. кв.|53 м2|3/5 этаж

1 750 000 ₽

п. Гаврилово, ул. Школьная, 6А

Показать номер

Продажа

Студия|22 м2|5/12 этаж

1 760 000 ₽

Всеволожск г., Дорога Жизни шос., д 6

Показать номер

Продажа

2-комн. кв.|31 м2|3/3 этаж

1 790 000 ₽

Лесное пос., д 17

Показать номер

Продажа

3-комн. кв.|55 м2|2/2 этаж

1 800 000 ₽

Борисова Грива дер., Грибное ул., д 13

Показать номер

Продажа

2-комн. кв.|50 м2|8/9 этаж

1 800 000 ₽

Олеко Дундича ул., д 19

Показать номер

Продажа

3-комн. кв.|42 м2|3/3 этаж

2 190 000 ₽

Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Ваганово-2 пос., 21

Показать номер

Продажа

3-комн. кв.|56 м2|1/2 этаж

1 800 000 ₽

Борисова Грива дер., Грибное ул., д 14

Показать номер

Сервитут может быть прекращен досрочно по требованию собственника, если отпали основания для установления такого обременения либо при установленном сервитуте стало невозможно пользоваться земельным участком по его целевому назначению. Для прекращения сервитута по данному основанию собственник земли обращается в суд.

Не хотите дорогу на месте своего участка – выбирайте тот, границы которого определены

7 августа 2020 г. Росреестр разместил на своем сайте обращение. Он призвал правообладателей уточнить границы ранее учтенных земельных участков и в случае необходимости зарегистрировать права на них в связи со вступлением в силу Закона о магистральной инфраструктуре1. Этот закон предусматривает возможность выдачи разрешения на строительство объектов транспортной инфраструктуры без оформления прав на земельные участки при условии, что такие участки находятся в публичной собственности и не обременены правами третьих лиц. Если в ЕГРН нет точных сведений о местоположении границ участка и права на него не зарегистрированы (возникли до 1998 г.), его правообладатель может столкнуться с тем, что на участке начато строительство объектов транспортной инфраструктуры, поскольку он ошибочно воспринят как свободный. В связи с этим Росреестр рекомендовал правообладателям узнать о наличии границ на местности по кадастровому номеру участка на публичной кадастровой карте ведомства и при необходимости обеспечить уточнение границ земельного участка с привлечением кадастрового инженера. В настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о 24 млн земельных участков, не имеющих точного описания границ. Есть участки, которые еще не внесены в ЕГРН, – кадастровый номер у них отсутствует. Попробуем разобраться в этой ситуации.

 Во-первых, в собственности граждан до сих пор имеются участки, права на которые не зарегистрированы. Но поскольку приобрести участок до регистрации прав на него никто не может, проблемы с ним могут возникнуть только у его собственника. Для потенциальных покупателей он угрозы не представляет, поскольку при желании продать такой участок его собственник должен будет зарегистрировать права на него, а это возможно только при постановке его на кадастровый учет и определении его границ по результатам межевания.

Во-вторых, имеются земельные участки, права на которые зарегистрированы, но они не проходили кадастровый учет, даже упрощенный, без межевания. Такие участки оборотоспособны, но приобретать их до постановки на кадастровый учет и определения границ опасно, поскольку защитить свои права потом будет чрезвычайно сложно. Вполне возможно, что, по данным реестра, на месте этих участков уже располагаются другие земельные участки. Однако таких на рынке не так уж много. 

В-третьих, начиная с 2006 г. в рамках «дачной амнистии» граждане, которым земельные участки были предоставлены для непредпринимательских целей до введения в действие Земельного кодекса РФ в октябре 2001 г., получили возможность ставить их на кадастровый учет и регистрировать права на них без процедуры межевания, т.е. без определения границ на местности. В дальнейшем с принятием Закона «О государственном кадастре недвижимости»2 такие участки были отнесены к ранее учтенным земельным участкам. В ст. 45 этого закона было указано, что граждане, которым земельные участки предоставлены для непредпринимательских целей до вступления его в силу, т.е. до 1 марта 2008 г., могут поставить их на кадастровый учет и зарегистрировать права на них без определения границ на местности. В кадастровом паспорте таких участков имеется фраза – «границы земельного участка в системе геодезических координат не определены». Эти участки также оборотоспособны и широко представлены на земельном рынке. Однако некоторые нотариальные палаты не рекомендуют своим нотариусам оформлять сделки с ними, видимо, понимая, какие риски связаны с их приобретением. Но нотариальное оформление подобных сделок не является обязательным.

Регистрация

Она допускается только при наличии в ЕГРП записи об имущественном праве на конкретный недвижимый объект. Но до разграничения госсобственности на землю регистрация распоряжения землей, включенной в ее состав, не требуется. При проведении процедуры в записях ЕГРП указывается следующая информация:

  1. Содержание обременения/ограничения права.
  2. Срок действия особых условий.
  3. Сведения о лицах, чьи права ограничиваются.
  4. Документ, в соответствии с которым вводятся особые условия, срок его действия.

Если регистрация осуществляется не по заявлению собственника, владельца, пользователя, то эти субъекты уведомляются о проведении данной процедуры. Извещение должно быть направлено не позднее пяти дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРП.

Как бесплатно получить земельный участок от государства

Земельный участок не только можно купить, его можно и приобрести бесплатно, хотя мало кто об этом знает. Земли предоставляются бесплатно преимущественно льготникам (ветеранам, многодетным семьям, потерявшим кормильца и другим). Чтобы получить бесплатный земельный участок надо обратиться с заявлением в органы местной администрации. Существует практика оформления в собственность участка так называемого бесхозного. Если участком долго никто не пользуется, на нем можно возвести строение и затем попробовать оформить его в собственность, но риск отказа такого оформления со стороны государства все же присутствует. Земельный кодекс РФ (ст. 39.5) устанавливает право бесплатного предоставления участка лицам, которые пользовались таким участком безвозмездно более пяти лет (это касается участков, выделенных для индивидуальных жилых застроек и ведения подсобного и фермерского хозяйства), а также религиозным организациям. В любом случае, прежде чем понять, можно ли получить бесплатно земельный участок в интересующем регионе, следует изучить действующее законодательство в отношении интересующего надела.

Образец искового заявления о признании права собственности на земельный участок

В Федеральный суд Октябрьского района

г. Екатеринбурга.

ИСТЕЦ:

М.

ОТВЕТЧИК:

Администрация города Екатеринбурга

г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24а.

Цена иска: 860 073,3 рублей

Госпошлина: Истец освобождается от уплаты госпошлины

согласно пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ:

«- истцы — инвалиды I и II группы»

Исковое заявление

о признании права собственности на земельный участок

   В настоящее время Истец занимает земельный участок площадью 1 395 кв. м. по адресу г. Екатеринбург, п. Исток на праве бессрочного пользования, что подтверждается приложенным к иску кадастровым делом на спорный участок.

   После обращения к Ответчику с целью оформления прав на земельный участок Истцом был получен отрицательный ответ с обоснованием отказа, что на испрашиваемом земельном участке расположен незавершенный строительством индивидуальный жилой дом, права на который не зарегистрированы, в связи с чем, вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен после признания права собственности на незавершенный строительством дом и его правовой регистрации. Данный ответ свидетельствует об оспаривании прав Истца на земельный участок со стороны Ответчика, что приводит к необходимости подачи искового заявления о признании права собственности на земельный участок.

   При вынесении решения по данному заявлению необходимо учесть, что ранее действующее законодательство не предусматривало возможности предоставления земельных участков в собственность граждан, они могли быть предоставлены в постоянное или временное пользование. Земельные участки под объект недвижимости могли быть предоставлены собственнику домовладения на праве бессрочного пользования. Так, в ст. 11 Земельного кодекса РСФСР от 30.10.1922 г. закреплено, что право на землю, предоставленную в трудовое пользование, бессрочно и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным в законе. Аналогичное правило закреплено в ст. 104 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 г.

   Согласно Положению о земельных распорядках в городах, утвержденному Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13.04.1925 года при переходе в законном порядке от одних лиц к другим права собственности на частновладельческие строения все права и обязанности по земельным участкам, обслуживающим эти строения, переходят к новым владельцам.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» установлено право граждан СССР купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 февраля 1949 г. «О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». Пунктом 2 Указа установлено, что для строительства индивидуальных жилых домов производится отвод гражданам земельных участков. В силу указанных положений у первоначального собственника возникли права на указанный земельный участок.

   На основании изложенного, считаю, что у Истца есть все правовые основания для оформления спорного земельного участка в собственность. Оформить без судебного разбирательства свои права на данный земельный участок не представляется возможным, так как Администрация г. Екатеринбурга в своем ответе сообщает о невозможности предоставления земельного участка. Следовательно, судебное решение о признании права собственности на земельный участок будет являться основанием для регистрации такового.

   На основании изложенного и руководствуясь п. 9.1 ст. 3  ФЗ РФ «О введение в действие Земельного кодекса РФ»:

ПРОШУ:

признать за Истцом право собственности на земельный участок площадью 1395 кв. м. по адресу г. Екатеринбург, п. Исток.

Дата, подпись

Садовые и огородные земельные участки

Помимо ЗК РФ, понятия некоторых видов земельных участков раскрываются в статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

огородный земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

Статья 55. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.

2. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

3. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Документация

Дополнительная информация

Про обращение взыскания на земельный участок читайте здесь.

Договор купли-продажи земельного участка подразумевает наличие определенных документов. Среди них можно выделить правоустанавливающие бумаги, которые располагают информацией о том, как нынешний владелец получил собственность. Ими выступает договор предыдущей купли-продажи, документ об обмене, дарении, принятии в наследство и тому подобное. Обязательно наличие подкрепляющего решения суда и разрешение региональных властей о предоставлении данного участка земли.

ЗК РФ п. 2, ст. 8 гласит о том, что в правоустанавливающие документы необходимо вносить сведения о категории земли, ее предназначении. В «прошлом» участка недопустимы частые перепродажи и обмены. Это говорит о возможных махинациях, которые, в случае раскрытия, испортят жизнь новому владельцу, пусть даже совершенно невиновному.

Наследственные вопросы также могут вызвать споры, если владелец получил имущество в обход другим наследникам. Чтобы проверить законность предыдущих сделок купли-продажи, можно запросить в ЕГРП выписку о переходе прав на объект недвижимого имущества. Там будут указаны все зарегистрированные владельцы участка в хронологическом порядке.

Любопытная статья

О том, как проверить недвижимость на обременение можно узнать тут.

Главный нюанс этого документа – сроки владения земельным участком. Если несколько предыдущих владельцев распоряжались им недолго это расценивается, как прикрытие для юридических махинаций. Покупая чье-то наследство стоит запросить обычную выписку из ЕГРП, ведь там указывается информация о возможном оспаривании наследственных прав. Эта выписка является основным способом как проверить обременение земельного участка.

Правоудостоверяющими бумагами чаще всего выступают свидетельства о праве собственности и пожизненной наследуемости, государственные акты о разрешении пользоваться землей.

Кадастровый паспорт нужен в том случае, если владелец не имеет свидетельства собственности от Росреестра. Этот паспорт включает адрес участка, его характеристики, назначении, наличие объектов недвижимости и другие индивидуальные сведения (необходимость межевания участка). Также указывается адрес.

Выписка из Единого государственного реестра права (ЕГРП) не является обязательным документом, а лишь способом как узнать обременение земельного участка. Если человек специально выбрал обремененный участок из-за низкой стоимости, он знает о запрете, и выписка лишь проинформирует его о виде обременения.

Также необходимо попросить у владельца водительские права. Это поможет убедиться в его психической вменяемости. При отсутствии этого удостоверения настоятельно рекомендуется взять у продавца справу о здоровье из наркологического и психоневрологического диспансера. Такая мера позволяет убедиться, что продавец после заключения договора не будет требовать имущество обратно ввиду своей невменяемости во время заключения сделки.

Если земельный участок был приобретен владельцем, состоящим в браке, обязательно возьмите нотариально заверенное разрешение у его партнера. Вместе с паспортом требуйте военный билет или загранпаспорт. Это даст гарантию, что паспорт не поддельный. Также соберите все технические документы.

Особенности практического применения

На практике нередко происходит нарушение достигнутого сторонами соглашения. В подобной ситуации необходимо оформить акт о неисполнении условий сервитута, который заверяется правоохранительными или контролирующими органами. Дальнейшие действия по защите прав пострадавшей стороны предусматривают подачу искового заявления в суд.

В зависимости от результатов судебного разбирательства принимается одно из следующих решений:

  • расторжение соглашения, что означает запрет на доступ к земельному участку и, как следствие, невозможность дальнейшего выполнения работ;
  • наложение штрафных санкций в рамках заключенного сторонами договора;
  • возмещение нанесенного пострадавшей стороне ущерба — морального и материального.

Основанием для отмены сервитута выступает не только судебное решение, но и ряд других причин. В их числе:

  • окончание срока действия документа, подписанного сторонами;
  • соглашение участников сделки;
  • ликвидация причин для выдачи сервитута.

Введение и практическое использование сервитутного права требует досконального знания юридических нюансов законодательства. А потому следует доверять работу оформлению сервитута квалифицированным специалистам по решению земельных вопросов. Такой подход гарантирует оперативность реализации мероприятия при разумном уровне сопутствующих финансовых расходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector