Государственная закупка по 223 и 44 фз: как проводятся закупки, кто может участвовать и какие требования?
Содержание:
- Какими способами осуществляются госзакупки
- Термины и понятия
- Специалист по государственным и муниципальным закупкам
- Цели проведения коммерческих закупок
- Основные виды закупок, использующиеся государством
- Как стать заказчиком
- Основные преимущества использования госзакупок
- Как привлечь эксперта?
- Публикация тендера по 44-ФЗ
- Электронный аукцион
- Направление используют
- Ответственность за результат
- Какие документы и сведения необходимы для регистрации в ЕИС
- Государственная закупка: разница между ФЗ-223 и 44-ФЗ
- Виды коммерческих закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Какими способами осуществляются госзакупки
Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:
- «Сбербанк-АСТ»,
- «РТС-тендер»,
- «Росэлторг»,
- НЭП,
- ZakazRF,
- Lot-online,
- ТЭК-Торг,
- ЭТП ГПБ.
Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.
Электронный аукцион
До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.
До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.
В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Открытый конкурс
Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Запрос котировок
Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.
Закупка у единственного поставщика
Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс. рублей (с апреля 2021 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП). Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).
Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.
Термины и понятия
Государство проводит такие мероприятия для удовлетворения своих потребностей или потребностей госзаказчиков. Для осуществления таких мероприятий создана целая система, которая их проводит и обслуживает. Контрактная система поможет каждому стать поставщиком государства и выстроить на этом свой бизнес. На наших курсах госзакупок можно подробнее узнать о том, как на них зарабатывать.
Госзакупки бывают конкурентными и неконкурентными. В первом случае поставщик, исполнитель и подрядчик в ходе конкурентных мероприятий участвуют в тендерах. В конкурентных госзакупках должно участвовать минимум три поставщика, способные удовлетворить потребности государства.
При неконкурентной форме таких процедур происходит закупка товаров или услуг у единственного поставщика. Естественно, что ни о каком выборе в этом случае речи не идет.
Само понятие госзакупок не требует расшифровки. Государство нуждается во многих товарах и услугах. Его можно сравнить с организмом, где каждый орган нуждается в тех или иных полезных веществах. Госзакупки – это получение таких веществ организмом-государством. При такой форме закупок государственный аппарат приобретает все, начиная от канцелярской скрепки и заканчивая тендерами на строительство крупных объектов. Например, Крымского моста или высокоскоростной магистрали «Евразия».
Для удовлетворения этих нужд и используются различные закупки. В большинстве случаев они проводятся в режиме тендеров, и государство выбирает оптимального поставщика. Для этого он должен соответствовать всем требованиям.
В конце сделки поставщик получает денежные средства, а государство – нужные ему товары и услуги.
К сожалению, сегодня не все поставщики способны работать с государством. На это имеются как объективные, так и субъективные причины. Некоторые поставщики просто бояться «связываться» с государством.
Специалист по государственным и муниципальным закупкам
Программа профессиональной переподготовки
Обучение проводится с использованием дистанционных образовательных технологий, аудиторных занятий. Программа разработана для специалистов занятых в сфере закупок имеющих высшее или среднее профессиональное образование.
Изучаемые дисциплины по курсу: Специалист по государственным и муниципальным закупкам
- Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
- Заключение и исполнение контрактов и договоров
- Специфика закупок отдельных видов товаров, работ, услуг
- Мониторинг аудит. Контроль в контрактной системе
- Финансово – правовое регулирование публичных закупок
- Антимонопольный контроль в сфере закупок
Реализация дополнительной профессиональной программы « Специалист по государственным и муниципальным закупкам» осуществляется преподавателями кафедры финансового права и гражданского права РГУП, а также приглашенными преподавателями и практическими работниками:
- Кирпичев А.Е., доцент кафедры гражданского права РГУП, к.ю.н.
- Писенко К.А., профессор кафедры финансового права РГУП, к.ю.н., доцент
- Сушкова О.В., доцент кафедры гражданского права РПА Минюста России, к.ю.н.
- Гринёв В.П., член Ассоциации юристов России, член Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам, научный сотрудник Центра инновационных технологий в строительстве института ДПО ГАСИС НИУ ВШЭ
Набор слушателей проводится с 1 марта 2019 года.
Ждем студентов, желающих получить второй диплом!
Цели проведения коммерческих закупок
В отличие от государственных заказчиков, которые иногда вынуждены проводить закупки, коммерческие компании организуют закупки по собственному желанию. Прежде всего ими движет желание сэкономить деньги и время на закупку необходимых товаров, работ или услуг. Но все же можно выделить несколько первоочередных целей:
-
Экономические
Правильно организованный подход к коммерческим закупкам позволяет компаниям эффективно тратить собственные финансовые средства: от того, насколько выгодно будут потрачены деньги, зависят их финансово-экономические показатели. В результате многие коммерческие организации добровольно проводят закупки с соблюдением полной прозрачности и регламентов.
-
Стратегические
Компании формируют долгосрочную модель взаимодействия с поставщиками по соответствующей номенклатуре продукции. Крупные компании, как правило, выбирают тех поставщиков, с которыми можно работать на долгосрочной основе. Связано это в первую очередь с производственными циклами: если, к примеру, компания закупает в большом объеме тот товар, который необходим в производственной деятельности, те поставщики, которые этот товар поставляют, становятся стратегическими поставщиками, а работа с ними является приоритетом. Для того чтобы это сотрудничество было эффективно для бизнеса, компания выстраивает комфортные и взаимовыгодные взаимоотношения со своими постоянными партнерами.
-
Выстраивание цепочек поставок товара
Крупные производственные компании придерживаются такой стратегии, поскольку она помогает им добиться высокой эффективности и максимальной экономии в бизнесе.
Основные виды закупок, использующиеся государством
Выше, мы уже касались различием между конкурентными и неконкурентными госзакупками. В Федеральным законом 44-ФЗ описывается 11 разновидностей таких закупок.
Конкурентные госзакупки, то есть в тендерах которых участвует от трех поставщиков, делятся на закрытые и открытые. Выбор оптимального для государства поставщика проводится в форме электронного аукциона, конкурса в один или несколько этапов и других формах.
При использовании закрытых госзакупок все мероприятия проводятся в закрытой форме.
Если используются неконкурентные госзакупки, то поставщик выбирается из числа их единственного исполнителя.
В статье о том, что такое госзакупки и как они работают, нельзя не отметить самую популярную форму выбора поставщика. Это аукцион в электронной форме. К нему прибегают в 60% случаях при выборе государством поставщика товаров и услуг. Далее идет открытый конкурс и неконкурентные закупки.
Как стать заказчиком
Размещать заказы на Госзакупках могут государственные и муниципальные организации, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В таблице размещен список всех учреждений, допускаемых до регистрации в качестве заказчика.
Регистрируются на сайте госзакупок только заказчики услуг/товаров. Чтобы участник мог подавать заявки, ему необходимо состоять в сводном реестре организаций. В нем заказчик формирует идентификационный код и происходит автоматическая регистрация на портале.
После этого нужно авторизоваться. Необходимо учитывать, что для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ регистрация разная. Если компания желает работать по обоим направлениям, то ей необходимо регистрироваться дважды.
Авторизация по 44-ФЗ
На главной странице выбрать «Личный кабинет участника» и во всплывшем окне нажать на ЛК 44-ФЗ.
Выбрать один из вариантов:
Появится информационное сообщение:
В нем говорится, что на основании сводного реестра вы зашли под руководителем организации. Для работы в ЕИС и участия в торгах необходимо в личном кабинете госзакупок назначить администратора вашей организации, то есть уполномоченное лицо.
В открывшейся анкете внесите данные руководителя.
- Фамилия, имя, отчество.
- Должность, как по Уставу.
- Контактный телефон.
- Адрес электронной почты.
- Назначьте полномочия, выбрав из списка предложенных.
Руководитель компании должен назначить администратора, то есть человека, который будет заниматься закупками. На главной странице личного кабинета нужно пройти по «Зарегистрировать нового пользователя».
Откроется анкета, в которой обязательно заполнить все поля:
- Фамилия, имя, отчество.
- Должность согласно штатному расписанию.
- Контактный телефон.
- Персональная электронная почта.
- Адрес электронной почты организации, куда будут поступать уведомления от ЕИС.
- Подгрузить сертификат пользователя.
Программа проводит сверку прикрепленного сертификата и по окончании поставить свою ЭЦП для подтверждения.
На указанный адрес электронной почты поступит письмо, в котором содержится уникальный логин и пароль для входа в ЕИС.
Авторизация по 223-ФЗ
В этом варианте регистрация будет проводиться через портал Госуслуг. Руководитель компании проходит на портале ЕСИА регистрацию организации. Для этого понадобится получить в любом удостоверяющем центре квалифицированную ЭЦП. Ознакомиться перечнем УЦ можно на этой странице: https://e-trust.gosuslugi.ru/CA.
- Регистрация юридического лица на ЕСИА:
- Заполнить форму, где указать тип организации.
- Ввести данные: тип госоргана, местонахождение организации, ОКТМО, вышестоящее ведомство.
Пока вышестоящая организация не подтвердит принадлежность вашей компании к ней, будет указан статус: юридическое лицо.
Основные преимущества использования госзакупок
Государство является самым крупным потребителем. В его платежеспособности сомневаться не приходится. Даже в самые трудные, с финансовой точки зрения времена, государственный аппарат нуждается в различных исполнителях своих заказов. Индивидуальные предприниматели и различного рода компании могут воспользоваться такой возможность заработка. С помощью госзакупок можно увеличить количество заказов и географию своей деятельности.
Основными преимуществами участия в госзакупках являются:
- Относительно низкая конкуренция.
- Нет необходимости в привлечении дополнительного числа людей.
- Можно участвовать в тендерах в электронном виде
- Минимальные стартовые затраты на первом этапе.
Рынок государственных закупок в большинстве своем имеет товарный характер. Государство с его помощью пользуется продуктами производителей различных товаров, реже услуг. Этот рынок контролируется федеральным органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления. Они проводят проверку целевого использования бюджетных средств и выявляют необходимость проведения каждой конкретной госзакупки.
В этой статье мы рассказали, что такое госзакупки. Это отличный инструмент продаж товаров и услуг для индивидуальных предпринимателей и юридических фирм. Государство — надежный партнер и этим нужно уметь пользоваться. Чтобы действовать на рынке госзакупок наиболее эффективно, пройдите специальные курсы. Они раскроют для вас все подводные камни и неизвестные нюансы такой деятельности.
Как привлечь эксперта?
Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт. Заключить контракт лучше заранее, т.к. для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта необходимо время:
на практике это может занять от двух недель до трех месяцев.
В качестве эксперта может выступать физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (п. 15 ст. 3 44-ФЗ).
В качестве экспертной организации выступает юридическое лицо. Работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла.
Но не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.
В ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:
- лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;
- лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
- близкие родственники, усыновители или усыновленные дети руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица, состоящие с ними в браке;
- юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.
Эксперт или экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (здесь закон не уточняет, какие именно доказательства должен предоставить эксперт).
Публикация тендера по 44-ФЗ
При оформлении заявки на ЕИС государственной закупки необходимо соблюдать правила публикации технического задания:
- Требования в ТЗ должны быть изложены максимально просто. Закон запрещает использовать без оговорки «или эквивалент» различные торговые знаки, бренды, патенты, а также любые другие наименования, ограничивающие конкуренцию. Исключение составляют товарные знаки, бренды, патенты, которые участвуют в ограниченных конкурсах и существует необходимость в закупке запчастей к тем или иным моделям техники.
- Описание заявки к закупке должно быть максимально подробно описано. Здесь могут использоваться спецификации, различные чертежи и планы, а также любые другие разрешенные Гражданским Кодексом документы.
- При закупке лекарственных средств заказчик должен указать непатентованные международные названия.
- Закупка товаров по 44-ФЗ осуществляется исключительно на новые, не бывшие в употреблении и в ремонте предметы.
Иногда заказчик может устанавливать дополнительные требования к качеству и характеристикам тех или иных товаров, к квалификации исполнителей работ и их опыту. Довольно часто оценивается деловая репутация, поэтому это тоже может быть требованием к условиям работы по 44-ФЗ.
В случае необходимости устанавливаются еще и требования к гарантии по 44-ФЗ на товары, расходы по эксплуатации, а также монтажу и наладке.
Электронный аукцион
Для участия в нем поставщикам необходимо пройти аккредитацию на официальном сайте заказчика. Для этого исполнитель должен отправить оператору всю необходимую документацию, оформленную в соответствии с требованиями законодательства.
Обработка заявок осуществляется в течение 5 дней. По истечении этого периода субъект получает или аккредитацию, или отказ. На подачу документов отводится, как и в предыдущих случаях, 20 дней.
Заявка состоит из двух частей. В соответствии с первой, комиссия выносит решение о допуске субъекта к аукциону. Непосредственно само мероприятие проводится на специальной интернет-площадке.
Для победы нужно также максимально снизить первоначальную цену. Для электронного аукциона шаг снижения составляет 0,5-1 %.
Направление используют
|
||
АНО ДПО «Институт повышения квалификации работников бюджетной сферы (Москва), АНО ДПО «СНТА» (Москва), АНО ДПО «Центральный многопрофильный институт» (Москва), Академия Дополнительного Профессионального Образования (Москва), Высшая школа госзакупок (Москва), Группа компаний «ТехноПрогресс» (Москва), Институт профессиональных квалификаций (Москва), Институт развития бизнеса и права (Москва), Институт развития современных образовательных технологий (ИРСОТ) (Москва), Компания «ФКД консалт» (Москва), Компания «Эвис» (Москва), Компания DPSS Consultants Ltd (Москва), Компания Point-V (Москва), Компания Quorum LLC Conference (Москва), КомпанияTenderGuru. Консалтинговые и информационные услуги участникам закупок (Москва), Медиагруппа «Актион-МЦФЭР» (Москва), Международный институт менеджмента ТПП РФ (Москва), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (Работодателей) (Москва), ООО ИД «Отечественные товаропроизводители» (Москва), Образовательный центр «Аргентум» (Москва). Ещё организаторы 98 |
||
|
||
Александр Геннадьевич Гуськов (Москва), Александр Геннадьевич Гуськов (Москва), Александра Игоревна Крылова (Москва), Андрей Дмитриевич Плахин (Москва), Андрей Маковлев (Москва), Анна Валентиновна Ермакова (Москва), Антон Губачев (Москва), Артем Юрьевич Лобов (Москва), Валентин Сергеевич Ходаков (Москва), Валерия Владимировна Вахрамеева (Москва), Виталий Викторович Кикавец (Москва), Екатерина Аркадьевна Миссурагина (Москва), Екатерина Евгеньевна Маковлева (Москва), Екатерина Сергеевна Баранникова (Москва), Елена Александровна Пластинина (Москва), Ирина Сергеевна Климкина (Москва), Кирилл Михайлович Бурлаков (Москва), Константин Сергеевич Совалин (Москва), Леонид Витальевич Наумовец (Москва), Марина Титова (Москва). Ещё тренеры 75 |
||
|
||
Александр Геннадьевич Гуськов (Москва), Анна Валентиновна Ермакова (Москва), Валерия Владимировна Вахрамеева (Москва), Екатерина Сергеевна Баранникова (Москва), Олег Заболотный (Москва), Сергей Валерьевич Бабунов (Москва), Татьяна Владимировна Гениберг (Новосибирск), Сергей Павлович Жуков (Новосибирск), Сергей Владимирович Дубовик (Санкт-Петербург), Татьяна Денисова (Екатеринбург), Наталья Александровна Сафронова (Барнаул), Светлана Карле (Новосибирск), Светлана Анатольевна Артёмова (Новосибирск), Светлана Александровна Сефербекова (Краснодар), Татьяна Федоровна Вайгант (Новосибирск), Ольга Владимировна Дементьева (Новосибирск), Ольга Васильевна Чумлякова (Красноярск), Ольга Александровна Омельченко (Челябинск), Олеся Вадимовна Чернышова (Красноярск), Илья Владимирович Попов (Красноярск). Ещё консультанты 17 |
Кристина П
написала 6 февраля 2020
Семинар «Требования стандарта AS 9100:2016 (Revision D). Системы менеджмента в авиационной и космической промышленности», тренер: Сергей Михайлович Головнин
Хочу выразить благодарность спикеру и организаторам! Очень содержательно, материал преподнесён доступно и понятно. Много конкретики и примеров, не оставили без ответа ни один вопрос от слушателей. Программа была насыщенная, все темы подробно раскрыты. Время пролетело незаметно, не скучали ни минуты! Показать критерии оценки
Аэлита Маркова (гость)
написала 8 августа 2018
Квест «Золото пустыни. Переговоры», тренер: Лариса Амалина
Классная деловая игра! И, действительно, с загадкой, которую решить получилось у нас не сразу! Получила огромное удовольствие и сделала много неожиданных для себя открытий! Показать критерии оценки
Алла (гость)
написала 1 сентября 2016
Семинар «Госзакупки. Контрактная система. Электронные торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Практика на ЭТП РТС-tender», тренер: Ксения Александровна Курбатова
Ужасно! Такого косноязычного «тренера» поискать! Вместо полезной информации — одна вода. Материал подаётся как попало, устаревший и уже не актуальный. Очень разочарована! Показать критерии оценки
Учебный центр Основа написала 1 сентября 2016 в 11:11
официальный ответ
Наши преподаватели каждые полгода проходят переаттестацию в Сбербанк-АСТ, и РТС-тендер. Сдают экзамены, программы подготовлены самими электронными площадками на основании законов и приказа об обучении Мин эконом развития они содержат всю последнюю информацию законодательства. Но за 4-ре дня нельзя стать полноценным специалистом в области гос заказа… Читать дальше
Калуга, |
Спасибо, за интерес к теме «что такое Госзакупки, госзаказы»!
Ответственность за результат
Принцип ответственности за результативность означает, что любой из участников госзакупок несет за результат своей деятельности неотвратимую ответственность. Неисполнение обязанностей той или иной стороной госзакупок влечет санкции, как финансовые (штрафы, пени, неустойку), так и репутационные (например, помещение в реестр недобросовестных поставщиков).
Закон о контрактной системе подразумевает, что все госзакупки должны базироваться на указанных принципах. Их реализация обеими сторонами процесса — заказчиками и исполнителями — обеспечивает эффективность контрактной системы и ее прозрачность.
Какие документы и сведения необходимы для регистрации в ЕИС
Все сведения и документы, которые потребуются для регистрации в ЕИС перечислены в пунктах 5 и 6 правил регистрации участников закупок, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.18 № 1752. В таблице ниже приведены сведения и документы, которые понадобятся российским поставщикам.
Для организаций |
Для физлиц и ИП |
---|---|
Полное и сокращенное наименование |
Фамилия, имя, отчество |
Страна регистрации (код и наименование по Общероссийскому классификатору стран мира — ОКСМ) |
|
ИНН |
|
Адрес нахождения юрлица/ места жительства физлица |
|
Почтовый адрес |
|
Принадлежность к субъекту малого предпринимательства |
|
Веб-сайт (если есть) |
|
Адрес электронной почты, телефон |
|
КПП и дата постановки на учет в ИФНС |
Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой |
ОГРН |
ОГРП |
ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица |
Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность |
ОКВЭД |
|
Копии учредительных документов |
|
Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки |
ВАЖНО
Для регистрации в ЕИС и для дальнейшей работы в системе госзакупок поставщикам понадобится квалифицированная электронная подпись (КЭП). КЭП необходимо сделать на руководителя организации (или на ИП), а также на уполномоченных лиц, которые будут заниматься тендерами.
Государственная закупка: разница между ФЗ-223 и 44-ФЗ
Различие | ФЗ-223 | ФЗ-44 |
Сфера применения | Установление общих норм госзакупа, требований к участникам. Создание правовой основы для процедуры госзакупа. Акт фиксирует варианты поведения при осуществлении процедуры, но при этом дает нанимателям определенную свободу. Так они правомочны разрабатывать собственные положения о закупках, где отражены условия конкурса, варианты его реализации и т.д. | Правоотношения государства и хозяйствующих субъектов, направленные на удовлетворение госнужд в целях повышения эффективности закупок. Закон регулирует особенности выполнения контрактов, планирования и мониторинга закупок, соответствие участников, заявленным критериям, гарантирует гласность проведения конкурсов и содержит положения, предотвращающие формирование обстоятельств, в которых развивается коррупция. Закон регулирует сроки и условия исполнения закупочных процедур. |
Статус нанимателя | Государственные компании, государственные корпорации, хозяйственные общества, половина уставного капитала которых принадлежит госказне, предприятия, осуществляющие инвестпроекты при поддержке правительства | Государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, структуры, финансируемые из госказны. |
Виды закупок | Конкурентные (1. Закрытые. 2. Организованные онлайн для субъектов малого бизнеса. 3. Организованные в виде конкурса, запроса котировок). Закуп из одного источника. Прочие способы, содержащиеся в нормативных документах заказчика. | Конкурс (1. Открытый. 2. С ограниченным количеством участников. 3. Закрытый). Электронный аукцион. Запрос котировок и предложений. Закуп из одного источника. |
15 % госконтрактов в рамках ФЗ-44, госпредприятия обязаны заключать с малыми и средними хозяйствующими субъектами, а также социально-ориентированными некоммерческими организациями. Для тендеров, проводимых по ФЗ-223, названный показатель надлежит поддерживать на уровне не менее 20%.
Виды коммерческих закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Закрытые закупки: при наличии коммерческой тайны извещение направляется ограниченному кругу лиц, в том числе с использованием внутренних закупочных или информационных систем (SAP, 1C ERP и т.д.). Если заказчика интересует номенклатура продукции поставщика и он в этом партнере заинтересован, то он может выйти на него непосредственно, предоставить доступ в систему и через нее направить заказы на определенную продукцию. Поставщик при этом видит такую закупку через личные извещения, в личном кабинете или на почте.
Многоэтапные закупки: на каждом этапе закупки организатор подробно изучает предложение участника и непосредственно его самого, чтобы убедиться в его репутации и благонадежности. Заказчик взаимодействует с поставщиком в рамках предварительных стадий: чтобы стать участником закупки крупного заказчика или компании, которая ответственно подходит к выбору своего контрагента, необходимо пройти через предварительный отбор, в рамках которого выявляется общий подход или формируется требование к финансовой устойчивости, скрытым данным, наличию минимального набора документов. Эти данные позволяют удостовериться в том, что поставщик на законных основаниях осуществляет свою деятельность. Одним из таких этапов является предквалификация, оценка экономического состояния, которая позволяет выявить определенные риски при заключении контракта с тем или иным поставщиком.
Очные и электронные закупки: проходят в том числе с использованием конкретных переговоров между участниками закупок. В коммерческих закупках нет каких-либо ограничений, установленных законодательством, кроме установленных гражданским кодексом по защите конкуренции, которые коммерческие лица стараются соблюдать. В целом если необходима очная встреча для принятия решения, заказчик может собрать несколько поставщиков и по очереди обсудить с ними условия поставки. Происходит это через специализированные площадки, внутренние системы документооборота, программные продукты и т.д.
В конце статьи вы найдете шпаргалку, в которой описаны основные отличия коммерческих закупок от регламентированных.
В конце статьи есть