Финансовое оздоровление
Содержание:
- Статус участников
- Административный управляющий
- Унылая статистика
- Срок процедуры финансового оздоровление при банкротстве
- «Спрос» на финансовое оздоровление
- Финансовое оздоровление
- Варианты решения суда
- Права и обязанности участников
- 1.3 Результаты финансового оздоровления предприятия
- Предпосылки и признаки банкротства
- Двойной контроль в ходе финансового оздоровления
- План финансового оздоровления: что включает и как разрабатывается
- Порядок проведения
Статус участников
Полномочиями наделяются все участники процесса признания организации банкротом. Речь идет о заимодавцах, непосредственно организации-должнике, а также об управляющем.
Основное право компании на грани риска банкротства состоит в возможности подать запрос на применение оздоровления. Также она может продолжать вести свою деятельность, однако, с некоторыми оговорками. В обязанности предприятию вменяется разработка плана, четкое соблюдение графиков платежей и написание отчета в конце.
Кредиторы вправе претендовать на возврат денежных средств, подать запрос на отстранение управляющего или администрации. Кроме того, они могут знакомиться с отчетом компании-должника.
Задача и в то же время право административного управляющего заключается в согласовании сделок. Кроме того, он может знакомиться с любыми данными о состоянии и положении должника. Круг обязанностей управляющего достаточно широк. От него потребуется написать перечень кредиторов, контролировать исполнение плана и составить итоговое заключение о результатах.
Административный управляющий
Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления. Начало его полномочий — дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.
Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов. Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.
Действующее законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с несостоятельностью, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий административного управляющего. В их числе выполнение должником всех долговых обязательств и ходатайство саморегулирующей организации.
Унылая статистика
Итак, мы рассмотрели некоторые нюансы финансового оздоровления в России. Какие выводы можно сделать? Главный из них
состоит в том, что финансовое оздоровление сегодня — это пятое и совершенно ненужное колесо в процедуре банкротства.
Данный факт наглядно подтверждается статистикой Верховного Суда РФ за 2018 год. Так, за весь прошлый год арбитражные
суды ввели эту процедуру только по 18 делам (!). И это по всей России. За весь 2018 год было только 2 случая
восстановления платежеспособности должника. А еще 13 раз суды (с учетом процедур, введенных в прошлые годы)
признавали фирму банкротом. Зато конкурсное производство вводилось 13 254 раза. Вдумайтесь в эту разницу — 18 и
13254. В общем объеме всех процедур, применяемых в ходе банкротства, финансовое оздоровление составляет десятые
(если не сотые) доли от одного процента. И кто — то еще будет говорить о его эффективности?
В целом подобное отношение к финансовому оздоровлению складывается у многих бизнесменов. Поэтому государству следует
провести реформу этого этапа. Прежде всего, надо добавить вектор, направленный на сохранение и развитие бизнеса
должника. Сейчас основная функция финансового оздоровления состоит исключительно в растянутом по времени погашении
задолженности. А это не устраивает ни кредиторов, ни должников.
Срок процедуры финансового оздоровление при банкротстве
Законом установлен максимальный срок процедуры финансового оздоровления организации не превышающий 24 месяцев с даты принятия судом соответствующего решения. За этот период организация должна погасить все имеющиеся задолженности и восстановить собственную платежеспособность.
Стадия может быть прекращена досрочно, если имеются следующие основания:
- нарушение сроков предоставления соглашения о гарантиях выполнения обязательств перед кредиторами в арбитражный суд;
- уплата долгов кредиторам осуществляется с нарушением установленного графика погашения задолженностей, задержка платежей составляет 15 и более дней;
- организация ликвидировала все имеющиеся задолженности до окончания срока, определенного судом.
«Спрос» на финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения (). Наряду с внешним управлением и заключением мирового соглашения данная процедура относится к реабилитационным, то есть направленным на восстановление платежеспособности должника, сохранение его как хозяйствующего субъекта, в отличие от ликвидационной процедуры – конкурсного производства.
На практике, по словам юриста компании «Проспектаси» Константина Заутренникова, в подавляющем большинстве случаев процедура банкротства заканчивается конкурсным производством и последующей ликвидацией должника. По его мнению, основной причиной редкого применения процедуры финансового оздоровления и ее низкой результативности прежде всего является позднее обращение уполномоченных лиц с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом. «Как показывает опыт российской судебной арбитражной практики, заявление о признании должника банкротом подается только тогда, когда иные меры по взысканию задолженности исчерпаны, наиболее ликвидные активы выбыли из владения должника. Таким образом, к моменту возбуждения дела о банкротстве у должника, как правило, отсутствует имущество, позволяющее эффективно вести основную деятельность, совокупная сумма задолженности перед кредиторами существенно превышает стоимость самого бизнеса и, как следствие, восстановление платежеспособности должника практически невозможно и не нужно его собственникам и кредиторам», – пояснил эксперт.
Процедура финансового оздоровления в 2017 году вводилась 32 раза, в 2018 году – 19 раз, а в I-II кварталах 2019 года – 8 раз. На это указал юрист юридической службы «Единый центр защиты» Артем Морозов, ссылаясь на данные статистического бюллетеня ЕФРСБ от 30 июля 2019 года. Статистика, по словам юриста, свидетельствует о тенденции снижения спроса на применение процедуры.
В правосознании российских предпринимателей, представителей госорганов и иных заинтересованных граждан господствует, как полагает Константин Заутренников, представление о том, что процедура банкротства – это фактическая ликвидация бизнеса. Предприятие-должник apriori считается неплатежеспособным, а единственной задачей кредиторов и собственников бизнеса становится максимально возможное удовлетворение своих требований. «Участники гражданского оборота негативно относятся к перспективе банкротства и не рассматривают ее, в частности процедуру финансового оздоровления, как способ преодоления финансового кризиса. Они стремятся максимально оттянуть время открытия производства по делу о банкротстве, что делает невозможным последующее восстановление платежеспособности должника», – отметил эксперт.
Финансовое оздоровление
Процедура финансового оздоровления при банкротстве
Финансовое оздоровление на сегодняшний день на практике не применяется.
Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к предприятию — должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком выплат. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия — должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2 лет.
Инициаторами введения в отношении предприятия-должника процедуры финансового оздоровления могут быть: учредители должника; орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия; третье лицо (лица).
Ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. К ходатайству должен прилагаться ряд документов: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) предприятия-должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов.
Одновременно с вынесением определения о введении процедуры арбитражный суд утверждает административного управляющего.
Общий срок процедур санации (финансового оздоровления и внешнего управления) – не более 2 лет.
Без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации. Ряд действий органы управления предприятия-должника должны согласовывать с административным управляющим.
Административный управляющий в процессе финансового оздоровления обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.
План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности.
Эти мероприятия могут носить следующий характер:
— экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа части имущества);
— организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев);
— финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств);
— информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию)
Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.
Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Варианты решения суда
Суд изучает предоставленные документы на предмет их соответствия действующим юридическим нормам. Процесс это небыстрый, так как для подтверждения изложенных в заявлении фактов суд рассылает соответствующие запросы.
Если суд сочтет доводы заявителя неубедительными, то просто отклонит заявление с указанием, что оснований для банкротства не имеется. В противном случае открывается дело и назначается конкурсный управляющий. Также определяется дата собрания кредиторов и дата первого заседания суда, на котором решается вопрос о возможном пути банкротства для конкретного предприятия. Варианты решения:
- Заключение мирового соглашения между кредиторами и должником. Дело о банкротстве приостанавливается.
- Принятие варианта реструктуризации задолженности, если это возможно.
- Объявление компании банкротом и продажа сохранившихся активов через аукцион.
Средства, вырученные от продажи на аукционе, распределяются между кредиторами.
Права и обязанности участников
Действующим российским законодательством на стадии разрешения вопроса, лицам, участвующим в деле, можно:
- Организации-должнику просить суд о введение в отношении его реабилитационной процедуры; осуществлять трудовую деятельность с предписанными ограничениями; обжаловать судебное решение.
- Кредиторам истребовать и возвратить денежные средства, которые были субсидированы, по очереди, установленной судебным органом; просить об отстранении от своих обязанностей руководителя компании или замене арбитражного управляющего; изучать отчет АУ.
- Назначенному управляющему запрашивать любые сведения и документы; участвовать в согласовании сделок; подавать ходатайство в высший судебный орган.
Кроме прав, участники имеют и обязанности, которые необходимо беспрекословно соблюдать:
- Задолжавшее лицо участвует в разработке плана-реабилитации; соблюдает график платежей (установленные сроки и размер выплат); подготавливает отчет для АУ.
- Финансовый управляющий разрабатывает документ с материальными требованиями кредиторов; контролирует выполнение программы; составляет заключение, как проходят этапы оздоровления.
1.3 Результаты финансового оздоровления предприятия
В случае погашения должником
всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности,
до истечения установленного арбитражным судом срока финансового оздоровления
должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления.
Административный управляющий
обязан в течение 15 дней с даты возникновения оснований для досрочного
прекращения финансового оздоровления созвать собрание кредиторов для
рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном
прекращении финансового оздоровления.
Собрание кредиторов по итогам
рассмотрения отчета должника и заключения административного управляющего вправе
принять решение об обращении в суд с одним из ходатайств:
о введении внешнего управления;
о признании должника банкротом и
об открытии конкурсного производства.
Не позднее чем за месяц до
истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан
предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения
финансового оздоровления.
После получения заключения
административного управляющего или ходатайства собрания кредиторов арбитражный
суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов финансового
оздоровления и жалоб кредиторов на действия должника и административного
управляющего.
По итогам рассмотрения
результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд
принимает один из судебных актов:
определение о прекращении
производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность
отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
определение о введении внешнего
управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность
должника;
решение о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований
для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
В случае неисполнения должником
графика погашения задолженности в течение более чем 5 дней административный
управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения
должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, с
требованием об исполнении должником обязательств в соответствии с графиком
погашения задолженности.
В случае удовлетворения
требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником
обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, требования лиц,
предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с
графиком погашения задолженности, погашаются должником после прекращения
производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в
составе требований кредиторов третьей очереди.
Арбитражный суд по итогам
рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести
определение о введении внешнего управления в случае:
установления реальной
возможности восстановления платежеспособности должника;
подачи в арбитражный суд
ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению в случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным законом;
проведения собрания кредиторов,
на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о
признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, появления
обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может
быть восстановлена.
Совокупный срок финансового оздоровления
и внешнего управления не может превышать два года.
В случае, если с даты введения
финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о
введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный
суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
Предпосылки и признаки банкротства
Предпосылки финансовой несостоятельности компании могут появиться за 1,5-2 года до момента, когда юрлицо не сможет оплачивать свои счета. Внутренний кризис компании обуславливается:
- невысоким качеством товаров или услуг, завышенными ценами;
- неграмотными действиями руководства;
- неправильной кадровой политикой;
- нерациональным распределением средств, избыточным кредитованием.
Определенное воздействие оказывает экономическая обстановка в мире и в стране, но менее масштабные события тоже негативно отражаются на рентабельности предприятия.
Признаки банкротства появляются, когда возникает реальный финансовый кризис. Они бывают внешними и внутренними, документальными и косвенными.
Внешние факторы:
- увеличение цен на сырье и ресурсы, используемые на производстве;
- снижение спроса, связанное с нестабильностью экономической обстановки в стране;
- недобросовестная конкуренция.
С внешними факторами, влияющими на банкротство, бороться чрезвычайно сложно, поскольку предприятие не может влиять на глобальные кризисы и экономику страны. Но некоторым компаниям удается вовремя сориентироваться и подстроиться под внешние признаки. Получается не только не закрыть предприятие, но и выйти из кризиса с прибылью.
Внутренние признаки банкротства предприятия намного обширнее внешних:
- непродуманные действия, не позволяющие обеспечить быстрый оборот средств;
- неэффективная инвестиционная политика, приводящая к уменьшению или полной утрате основного капитала;
- непродуктивное применение оборудования и трудовых ресурсов;
- неграмотное ведение маркетинговой политики, отсутствие работы для стимуляции спроса, неправильный расчет стоимости товаров и услуг;
- невыгодное кредитование;
- рост непроизводственных затрат.
Первым признаком возможного банкротства компании часто бывает задержка сдачи финансовой отчетности. Документальные признаки финансовой несостоятельности отражаются в бухгалтерских отчетах. Признаки финансовой несостоятельности – значительные изменения в статьях баланса, спад ликвидных средств, увеличение доли задолженности по кредитам и зарплате.
Косвенные признаки скорого банкротства:
- непримиримые разногласия в руководстве;
- серьезные конфликты между трудовым коллективом и руководством;
- сильное сокращение или необоснованное расширение штата;
- несвоевременное решение производственных проблем;
- отсутствие реакции на экономические изменения рынка.
Все это приводит к тому, что компания теряет клиентов, снижается объем продукции или услуг, прекращаются инвестиции. Результат – утрата платежеспособности.
Двойной контроль в ходе финансового оздоровления
Введение финансового оздоровления серьезно ограничивает и самостоятельность должника. Для непосредственного контроля
за его действиями суд назначает административного управляющего. Однако, кроме него, сделки должника согласовывает
еще и собрание кредиторов, а также лица, предоставившие обеспечение. В результате руководство компании подпадает под
двойной (и даже тройной) контроль. В частности, закон требует согласия кредиторов на приобретение и отчуждение
имущества должника балансовой стоимостью более 5% от стоимости его активов. В то же время и административный
управляющий должен давать свое согласие на любую сделку, связанную с приобретением или отчуждением имущества
должника независимо от его стоимости (ст. 82 закона о несостоятельности).
Далее, та же статья требует согласовывать с управляющим получение должником всех займов или кредитов. А если
обязательства банкрота после введения финансового оздоровления превысят 20% от суммы требований реестровых
кредиторов, то все остальные сделки (в том числе и получение кредитов) должны совершаться исключительно с согласия
собрания кредиторов.
В таких условиях управление должником теряет свою эффективность. Более того, зачастую возникают трения между всеми
участниками процедуры. Например, третьи лица, предоставившие обеспечение обязательств, выражают недовольство
действиями административного управляющего и требуют отстранить его от исполнения обязанностей (постановление
Тринадцатого апелляционного суда по делу №А42 — 10512/2015 — 24 от 30.08.2018 года). И их можно понять. Они рискуют
своим имуществом и деньгами, а управляющий вставляет палки в колеса управления и действует крайне неэффективно.
Понятно, что подобный двойной контроль и трения между участниками процедуры резко осложняет оперативное управление
нестабильной компаний и делает финансовое оздоровление обузой для учредителей и руководителей должника.
План финансового оздоровления: что включает и как разрабатывается
Самым важным документом является план оздоровительных мероприятий. Согласно профильному ФЗ, данный план должен разрабатывать банкрот на основе сложившейся ситуации. Чтобы представить рабочий план, необходимо включить в него такие пункты как:
- информация о юридическом лице;
- исследования маркетологов;
- сведения о состоянии финансов на фирме;
- маркетинговую стратегию;
- меры восстановления платежеспособности;
- источники финансирования.
Назначенный судом и согласованный с кредиторами административный управляющий производит контроль за выполнением должником составленного плана. В данный документ необходимо внести все данные, сведения и информацию, которая сможет подтвердить серьезность намерений.
Порядок проведения
Комплект документации готовится в двух экземплярах, один из которых подается для рассмотрения в высший государственный орган власти, второй – для изучения назначенному управляющему.
Папка содержит следующее:
- Новый составленный кредиторами график, по которому задолжавший обязан погасить заемные средства.
- Гарантийные обеспечительные обязательства (поручительство, залог, банковская гарантия, государственное или муниципальное обеспечение).
- Программа реставрационной санации.
Все участники, заинтересованные в положительном исходе процесса, должны получить копии этих документов для ознакомления.
Поэтапный план проведения процедуры
Необходимо выделить четыре стадии оздоровления организации:
- Арбитражный суд рассматривает ходатайство о возбуждении дела и выносит решение, которое вступает в законную силу с этого момента.
- Назначается независимый эксперт, в обязанности которого входит изучение информации о текущей деятельности неплательщика, контроль за соблюдением утвержденного плана-графика платежей, участие в инвентаризации, согласование всех сделок (в том числе обращение с просьбой в суд за признанием таковых недействительными), отстранение руководителя от должности, принятие мер по сохранности имущества и в случае необходимости, потребовать исполнить обязательства за должника лиц, предоставивших обеспечение.
- Через месяц после введения процедуры наступает период погашения задолженностей по графику. Изначально акцент делается на основном долге, который в течение года закрывается равными частями. Затем погашаются начисленные проценты и штрафы.
- Предприятие после завершения третьего этапа готовит бухгалтерскую отчетность. Аналогичные выводы делает и административный управляющий. Два документа передаются в суд для изучения не позднее чем за 10 дней до окончания мероприятия.
Правовые последствия, наступившие после введения финансового оздоровления
По сравнению с тем, что существует высокая вероятность сохранения своего бизнеса и уважительного отношения партнеров, восстановление платежеспособности, то введенные ограничительные меры являются наименьшим злом. Их следует пережить, тем более что большая часть из них носят кратковременный характер.
Итак, в будущем вас ожидает то, что некоторые действия вы сможете совершать только с разрешения управляющего:
- Получать новые кредиты.
- Переводить свои долги третьим лицам.
- Заключать сделки по купле/продаже имущества.
- Заключать контракты, которые затрагивают интересы компании и увеличивают уже имеющуюся задолженность.
Этапы окончания
Законом Российской Федерации установлено, что срок проведения процедуры финансового оздоровления организации не может превышать два года.
Но существуют исключения из правила, когда досрочно заканчивается санация:
Банкротство физических лиц
от 5000 руб/месяцПодробнее Услуги кредитного юриста
от 3000 рубПодробнее Юридическая помощь должникам
от 3000 рубПодробнее Списание долгов по кредитам
от 5000 руб/месяцПодробнее
- Вся задолженность ликвидирована раньше установленного графика.
- Платежи приходят с сильным опозданием — более, чем на 15 рабочих дней.
Завершение операции включает в себя следующие этапы:
- Организация отчитывается перед АУ о выплате долгов по графику. Если обязательства не выполнены, то на общем собрании кредиторов принимается решение ходатайствовать суд о введении внешнего управления компанией.
- Судебный орган выносит свой вердикт по данному вопросу.